ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
сокровища спрятаны. Непременно надо было сыскать все другое, все толстовские произведения» [17, 799—800]. Для Струвелса — бывшего пекаря, ставшего писателем,— было есте ственным описать жизнь фламандских сельских местностей. Он так ус пешно и с такой тонкостью вжился в тяжкую борьбу фламандских селян за хлеб насущный, что он назван в истории голландской литературы «самым важным фламандским писателем» [16, 303]. Его новеллы и ролла- ны особенно отличаются изображением тесной связи между человеком и природой, и поэтому они считаются выдающимися образцами так называемого streekroman, в русском переводе приблизительно «сельско го романа». Отсюда нетрудно понять, что Струвелс особенно оценил толстовское утверждение о важности физической работы, и в частности для человека, главным образом занимающегося умственным трудом. Писа тель заканчивает свою статью 1928 г. заявлением, что Толстой — такой писатель, «которого почетно выбрать себе ангелом-хранителем» [17, 800]. Нигде в своих сочинениях Струвелс не ссылается прямо на Толстого, как делает Куперюс. Но есть интересная точка соприкосновения обоих писателей в их изображении крестьянина. Можно провести параллель между описанием Никиты в пьесе «Власть тьмы» и героя романа Струвелса «Dc vlaachaard» (г.Льняное поло?) — пожилого человека Вермейлена. Надо признаться в том, что сразу спрашивается, какое может быть сходство между пьесой Толстого и романом Струвелса. И на самом деле, оба сочинения во многом расходятся: толстовскому repoto двад цать пять лет, герою Струвелса под пятьдесят. Оба они простые, мало образованные крестьяне, и каждый из них убивает своего сына, т. е. один по крайней мере содействует в убийстве своего грудного ребенка, а другой наносит своему двадцатилетнему сыну Луи такой насильственный удар, что молодой человек падает на поле, где рабочие занимаются уро жаем дьна. Интересно то, что до конца романа не сообщается, будет жив Луи или умрет. Но центр тяжести не в жизни Луи, а в обращении отца, который жил до момента своего жестокого акта как единственный беспощадный хозяин своего двора и людей, работающих для него, и ожи дал от них полного подчинения всему тому, что он повелевает. Но по неотвратимому закону природы Луи, бывший послушный мальчик, вырастает и становится сильным молодым человеком, который начи нает думать о жизни, независимой от желаний отца. Старый Вермейлен сознает приближающуюся опасность, но просто не может терпеть мысль, что даже в ближайшем будущем он будет принужден отдать следующему -J* 1 — XXV II Международные Толстовские чтения 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=