ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

сокровища спрятаны. Непременно надо было сыскать все другое, все толстовские произведения» [17, 799—800]. Для Струвелса — бывшего пекаря, ставшего писателем,— было есте­ ственным описать жизнь фламандских сельских местностей. Он так ус­ пешно и с такой тонкостью вжился в тяжкую борьбу фламандских селян за хлеб насущный, что он назван в истории голландской литературы «самым важным фламандским писателем» [16, 303]. Его новеллы и ролла- ны особенно отличаются изображением тесной связи между человеком и природой, и поэтому они считаются выдающимися образцами так называемого streekroman, в русском переводе приблизительно «сельско­ го романа». Отсюда нетрудно понять, что Струвелс особенно оценил толстовское утверждение о важности физической работы, и в частности для человека, главным образом занимающегося умственным трудом. Писа­ тель заканчивает свою статью 1928 г. заявлением, что Толстой — такой писатель, «которого почетно выбрать себе ангелом-хранителем» [17, 800]. Нигде в своих сочинениях Струвелс не ссылается прямо на Толстого, как делает Куперюс. Но есть интересная точка соприкосновения обоих писателей в их изображении крестьянина. Можно провести параллель между описанием Никиты в пьесе «Власть тьмы» и героя романа Струвелса «Dc vlaachaard» (г.Льняное поло?) — пожилого человека Вермейлена. Надо признаться в том, что сразу спрашивается, какое может быть сходство между пьесой Толстого и романом Струвелса. И на самом деле, оба сочинения во многом расходятся: толстовскому repoto двад­ цать пять лет, герою Струвелса под пятьдесят. Оба они простые, мало­ образованные крестьяне, и каждый из них убивает своего сына, т. е. один по крайней мере содействует в убийстве своего грудного ребенка, а другой наносит своему двадцатилетнему сыну Луи такой насильственный удар, что молодой человек падает на поле, где рабочие занимаются уро­ жаем дьна. Интересно то, что до конца романа не сообщается, будет жив Луи или умрет. Но центр тяжести не в жизни Луи, а в обращении отца, который жил до момента своего жестокого акта как единственный беспощадный хозяин своего двора и людей, работающих для него, и ожи­ дал от них полного подчинения всему тому, что он повелевает. Но по неотвратимому закону природы Луи, бывший послушный мальчик, вырастает и становится сильным молодым человеком, который начи­ нает думать о жизни, независимой от желаний отца. Старый Вермейлен сознает приближающуюся опасность, но просто не может терпеть мысль, что даже в ближайшем будущем он будет принужден отдать следующему -J* 1 — XXV II Международные Толстовские чтения 134

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=