ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

XXV II Международные Толстовские чтения определяет, какое поведение позволяется в их кругу, а какое пет. По всей вероятности, совершенно случайно то, что самых влиятельных дам обеих зовут Бетси. Гаагское высшее общество в это время вообще увлекалось всем французским и поэтому было склонно выбирать для своих потомков такие имена, как Фредерик, Жан или Като. Хотя невозможно с какой- либо уверенностью установить, выбрал ли Куперюс толстовскую Бетси Тверскую прообразом для сестры Элине, Бетси ван Раат, но несомненно то, что эти две Бетси выполняют сравнимые функции в романах: они требуют у окружающего их света строгого соблюдения подобающего поведения и таким образом содействуют эмоциональной изоляции Анны и Элине, которая приводит их к окончательной гибели. После знамени­ тых бегов, на которых Фру-Фру, лошадь Вронского, ломает себе спину, Бетси, как близкая подруга Анны, шепчет ей на ухо, что она узнает о том, что случилось с Вронским, и даст ей знать. Потом в «кози чет» (в интимной беседе, по-английски в оригинале), Бетси объясняет Анне, что переживание каких-либо событий зависит от того, как подходишь К ним. Бетси говорит: «Видите ли, на одну и ту же вещь можно смотреть трагически И сделать из Н ее мучение, и смотреть просто и даже весело. Может быть, вы склонны смотреть на вещи слишком трагически. — Как бы я желала знать других так, как я себя знаю,— сказала Анна серьезно и задумчиво.— Хуже ли я других или лучше? Я думаю, хуже. — Ужасный ребенок, ужасный ребенок,— повторила Бетси» [14]. Можно сказать, что восклицание характерно для понимания Бетси этикета высшего общества: несущественно то, лучше или хуже ты других; важно только то, считают ли твои знакомые твое поведение в своей среде приличным или нет. И если ты этого не понимаешь, тогда ты безна­ дежно наивен. Но как раз эта неспособность и одновременно несклонность отречься от ее прав выражать свои собственные чувства восторга и горя приводят к медленному процессу трагической гибели Анны. В этом отношении можно провести параллель с обстоятельствами, в которых живет Элине в доме своей сестры Бетси. У сестер есть двоюрод­ ный брат, Винцент, неудачный артист, постоянно живущий в бедноте и по этой причине не без урода в семье ван Раат и вообще в гаагском бомонде. Однако у бедняжки был сердечный припадок, и Бетси позволя­ ет ему вселиться в ее дом на лечение. Элине в восторге, что представляется возможность всей душой предаться заботе о родственнике-артисте, ко­ торый близок ее сердцу. Со своей стороны, Бетси благодарит Бога, когда 132

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=