ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Литературоведение I! l t d образом он тоже хотел делать "Матильду", Описывать ее с дня на день, и каждый раз изображать ее на фоне веселой жизни, ежедневной, ежед­ невной радости и ежедневного горя, несложной жизни, которая без труда оттикает, улыбаясь или рыдая, но которая, никогда не была тра­ гичной, трагичной, как жизнь Матильды...» (13, 117—118]. Интересно теперь прибавить, что тот роман, который герой Айльва намеревается писать, был уже написан самим Куперюсом за девять лет до этого, т. е, роман «Элине Вере». Очевидно, что замечание Айльвы/Куперюса насчет отсутствия архитектуры и структуры в толстовских романах, в свою очередь, надо считать наивным. В этом отношении хватит хоть ссылаться на работу 1957 г. В. Жданова «Творческая история "Анны Карени­ ной"» и на статью 1968 г. голландского слависта ван дер Энга «Замечания, относящиеся к структуре романа “Анна Каренина”», в которой он убе­ дительным образом показывает, что повествовательная линия Анна — Вронский развивается с первоначального счастья к положению крайнего отчаяния, кончающегося смертью, в то время как линия Кити — Левин показывает противоположное: начинаясь с ряда неприятных домашних ссор и кончаясь обоюдным пониманием и гармонией. С другой стороны, можно провести некоторые интересные паралле­ ли: оба романа называются п о главной героине: а А нна Каренина» и «Элине Вере». Есть и их трагическая судьба, и их трагический конец, несмотря на несходство их характеров: у Анны — сильный, агрессивный, а у Элине — кроткий характер. А в конце обе они погибают из-за того, что они, оказывается, не в состоянии приспособиться к строгим правилам пове­ дения и петербургского, и гаагского бомонда, высшего общества. Есть и параллель в том, как Куперюс и Толстой убедительно выполнили задачу, поставленную себе потом героем «Метаморфозы» Айльвой в подража­ ние Толстому, чтобы описать трагическую гибель обеих героинь на фоне ежедневных радостей и горестей русского и голландского бомонда. Как было отмечено выше, надо измерить эмоциональное развитие Эдине по другому масштабу, чем Анны. В то время как чрезвычайная сексуальность последней является ее самой поражающей характеристи­ кой, у первой устанавливается наследственная болезнь. К концу романа эта болезнь натуралистическим образом определяется доктором Рей- ером: «...смятение, вытекающее из нервной, душевной болезни, которая Походит на спутанные струны треснутого, расстроенного музыкального Инструмента» [12, 416]. Но самое удушливое влияние на обеих героинь оказывают члены высшего общества, строгое моральное сркдение которого 131

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=