ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
так называемый толстовский коммунизм с учением Маркса. В книге, написанной тридцать лет спустя, она старалась наложить толстовские принципы братства и любви на марксистское учение человеческой зависимости от экономических условий. В статье Маркс властвует над Толстым; в книге, наоборот, Толстой властвует над Марксом. Как и раньше, так и в книге она восхищается художественными достоинствами со чинений Толстого. О «Войне и мире» она пишет. «Мы видим, как важные события, от которых судьба народов надолго зависит, растворяются в бес численных маленьких происхождениях. Эти события мирской значи тельности, однако, не развенчаются. Напротив; в то время как Толстой уничтожает сказку всемогущего влияния гениального одиночки, он воз буждает почтение к жизненным силам» [7, 57]. Сравнивая Толстого с Достоевским, она пишет, что мы напрасно ищем в Толстом бесподоб но тонкий психологический анализ характеров Достоевского. После этого она задает интересный вопрос, пошел ли бы тончайший разбор душев ной жизни характеров, которым мы увлекаемся у Достоевского, на пользу толстовского искусства. Для нас такой разбор только является наруше нием красивой гармонии в сочинениях Толстого, гармонии, основан ной на непрерывном изображении и внешнего и внутреннего мира как неделимого целого. То, что писательница называет «возрождением» Толстого и на что она обращает много внимания, она удовлетворительно и даже во многих отношениях точно объясняет голландской публике тридцатых годов. Она между прочим утверждает, что не страх перед смертью является основ ной причиной толстовского обращения, а необходимость найти себе вероисповедание для дальнейшей жизни. Понятно, что бывшая комму нистка сравнивает общественное и социальное положение Толстого с марксистским. О «Так что же нам делать?» она пишет: «Мне кажется, что ни из какого другого писания 19-го столетия не вспыхивает такая сильная и чистая горячность нравственного негодования на обществен ную неправду и святого призыва к справедливости, как из толстовского "Так что же нам делать?"» [7, 109]. По мнению Роланд Холст, можно отождествить призыв к справедливости Толстого и Маркса. Но автор «Капитала» и «Коммунистического манифеста» стремился представить научно-объективное доказательство того, Что технЙНо-экономическое раз витие необходимо приведет к социализму. А Толстого влекло к этическим мотивам; он постоянно обращается к этически-религиозному сознанию людей. Писательница подтверждает, что Толстой на старости лет больше XXV II Международные Толстовские чтения 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=