ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
бентамитов. Все они поглохцены неустанной деятельностью во имя про гресса: «Один трудился над машиной, другой взрывал землю, третий пускал в рост деньги...» (2, 357]. И сначала успех следует за успехом, Бентамия процветает. Но со временем поклонение кумиру пользы при водит к внутренним и внешним конфликтам. Интересы разных групп и отдельных лиц сталкиваются, растет социальное неравенство, главными становятся законы бесколшромиссного эгоизма. Их торжество оборачива ется хозяйственной разрухой; растущая нужда, нехватка самого необходи мого ожесточает людей. Начинаются распри, переходящие в гражданские войны. Экономический и социальный упадок общества сопровождается духовной деградацией человека: все его силы уменьшаются и дряхлеют, атрофируются — за ненадобностью — важнейшие человеческие качества. В довершение всех бед против человека восстает окружающая его приро да, стихийные бедствия уничтожают остатки бенталийской цивили зации. Все заканчивается полным одичанием и бесследной гибелью некогда преуспевавшего народа. На третьем этапе Л. Н. Толстой прогнозирует развитие мира в его настоящем состоянии. Неутешительный прогноз солидарен, на первый взгляд, с прогнозом романтика Одоевского. Толстой писал, что воз никнут угрозы войн такой силы, при которых могут погибнуть 99 % обитателей Земли, но даже это не остановит безумие богачей. Записи писателя в дневнике после «Хаджи-Мурата» становятся все более категоричными. «Я сначала думал, что возможно установление доброй жизни меж ду людьми при удержании тех технических приспособлений и тех форм жизни, в которых теперь живет человечество, но теперь я убедился, что это невозможно, что добрая жизнь и теперешние технические усовер шенствования и формы жизни несовместимы. Без рабов не только не будет наших театров, кондитерских, экипажей, вообще предметов рос коши, но едва ли будут все железные дороги, телеграфы. А кроме того, теперь люди поколениями так привыкли к искусственной жизни, что все городские жители не годятся уже для справедливой жизни, не по нимают, не хотят ее» [3, 164]. Таким образом, по Толстому, городов не будет, не будет железных дорог, не будет того, что называют современной техникой, так как она создана по принуждению — не для себя. Города распадутся так, как рассасываются опухоли. Выходит, перед нами тот же приговор миру, что и у В. Ф. Одоевского? XXV II Международные Толстовские чтения __________ 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=