ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
самоубийство, и прячется среди городских бродяг Федя Протасов (драма «Живой труп»). Пытается уйти за Катюшей Масловой Нехлюдов (роман «Воскресение»). Уходит в повести «Отец Сергий» князь Касатский — сначала в монастырь, а затем в бродяги. Но откуда же тогда «ушедшие» знали, куда идти? И снова здесь проявляется «генетика нравственности», внутреннее ощущение правды, цели жизни, стремление к идеалу. Наглядно подтвердим утверждение о том, что Толстой не бежит от действительности, как романтики 1-й половины XIX в., а создает «вторую реальность». Князь Касатский стоит стариком на дороге, когда о нем в коляске говорят по-английски. Отец Сергий не может вступить в разговор, сказать о том, как далеко он ушел от этих людей. Что же ему мешает? Толстой преодолел временную и пространственную границу между миром своей мечты («второй реальностью») и нынешним состоянием жизни («первой реальностью»). Отец Сергий живет в материальноммире «первой реальности» и одновременно нет. Границей становятся внутрен ние качества человека. Если на первом этапе практическим следствием временной разницы между патриархальным идеалом и действительностью было горькое сожаление об ушедшем счастье, то здесь Толстой показы вает, что нет никакой причины человеку вести себя как корыстное, глухое к нравственности создание. В его силах сделать шаг, который теперь заключается в нравственном перерождении. После него практи ческая жизнь трудностей не составит, так как пространственно-времен ной аналог «первой реальности» присутствует в ней же самой. Таким образом, Толстой преодолевает фактическую утопичность первого этапа, сохраняя таковую в области психологии. Заметим, что переселяются «прозревшие», зачем же тогда упоминать о чудесных землях, Где они будут счастливы? Ведь «переродившиеся» уже счастливы одним осознанием этого? Дело в «сострадательности» Толстого к «остающимся» и «непрозревшим». Их манят сказкой о чуде, романтикой далеких земель, чтобы уже в процессе пути начать духовное целительство. Третий этап. Фантастика веками использовалась для создания иде альных моделей общественной гармонии и счастливой жизни людей, иначе говоря, утопий. Иногда же авторы рисовали образы будущего прямо противоположного свойства, создавали негативные утопии, так называемые «антиутопии». На втором этапе, вслед за поражением декабристов, последовала па уза в развитии утопического жанра. Система представлений, создававшая _J! IJA __ XXV II Международные Толстовские чтения 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=