ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Художник, уже получивший признание современников, резко ме няет свою манеру повествования, взрывает изнутри сложившиеся от ношения с читателем, нарушает законы гармонии художественного текста, разрывая, а в конечном счете сводя воедино художество и философию. Разрыв увидели многие, единство же до сих пор остается проблематич ным, но оно есть, и об этом речь пойдет несколько ниже. Как бы ни были прекрасны впечатления от путешествия по мес там Ж.-Ж. Руссо, который был Богом, кумиром молодого Толстого, все теперь явилось в новом свете — трагическим и безысходным для челове ческой свободы. Работая над «Люцерном», Толстой прощался со своей первой философской любовью, но он сознательно шел на разрыв, понимая, что правда жизни, правда самоощущения, психологической достовер ности важнее и дороже пристрастия юности. Сравнение чернового письма к В. П. Боткину от 26 июня 1857 г. с каноническим текстом рассказа свидетельствует о том, как совершался этот процесс размежевания с Руссо. И В письме, и в рассказе самая художественная ситуация воссоздана в духе контраста цивилизации и нравственности, человеческих деяний и всегда уравновешенной в себе природы. Город нарушает первозданность пейзажа. «Прямая, как палка, набережная», «прямые четвероугольные пятиэтажные дома», в два ряда посаженные липки — все это, по мысли героя, «хорошо где-нибудь,— но только не здесь, среди этой странно величавой и вместе с тем невы разимо гармонической и мягкой природы». , В природе нет ничего повторяющегося, однообразного. Каждый пред мет, каждое существо живут согласно своим законам. Природа «несим метрична» и «причудлива», и вместе с тем все в ней уравновешено, скреплено «единством и необходимостью прекрасного». Общий закон природы — закон сопряжения противоположных начал — не вызывает в душе героя, князя Нехлюдова, двойственных чувств, противоречивых оценок, будто он был изначально ему известен. Но всеобщ ли он, универсален ли этот закон? Подчинено ли ему развитие социальной жизни людей? Б письме к Боткину и каноническом тексте рассказа ответы на эти вопросы столь различны, как детство и зрелость человеческой жизни. Само различие начинается с описания впечатлений от пения бедно го тирольца. В черновом письме: «Все спутанные, невольные впечатле ния жизни вдруг получили для меня значение. В душе моей как бы проснулось чувство наслаждения красотой и любви. Вместо усталости, рассеянья, равнодушия, которые я испытывал, я вдруг стал полон надежд, XXV II Международные Толстовские чтения 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=