ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
«Сказки об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе- брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах», Как известно, это целиком толстовская сказка, где Иван-дурак — это крестьянин, Семен-воин — это воин-дворянин, Тарас-брюхан — купец, старый дьявол, работающий головой и соблазняющий Ивана, иначе гово ря,т- интеллигент. Заимствования из фольклора в сказке минимальны: оттуда перешли только троичность братьев и симпатия к третьему —младшему, которого считают дураком. Если в народной сказке все братья равны, то у Толстого старший брат Семен-воин — это солдатчина, «николаевщина» с марширу ющими одинаковыми, как колосья, обезличенными солдатами, связан ными в снопы-полки. Второй брат —Тарас-кулак — это капиталистический строй, власть денег. Деньги эти Иван-дурак натирает из дубовых листьев. Солдатчина (военное государство), деньги (купеческое государ ство) — это два искушения, которые поставили черти перед крестьяна ми. Ивану-дураку все это просто не нужно, ведь он живет в мире, где деньги — это бляшки для подарка детям, а солдаты — музыка и песни. Где же находится этот мир? Толстой не создает новый мир, он заимствует из прошлого черты реальности и переносит в настоящее, создавая его «вариант», т. е. «вто рую реальность». Как мы уже упоминали, Толстой утверждает, что его «реальность» очень близка нынешней и отличается лишь временными характеристиками. Следовательно, в людях заложена генетическая Па мять о прошлом, когда они были счастливы. Именно поэтому логична уверенность Толстого1в том, что в каждом содержится положительный идеал с детства, некая «генетика нравственности». Иван-дурак признает только мозольный труд и проповедует прощение и смирение. В. Г. Чертков издавал сказки, маскируя их под лубок, но крест брали книги плохо. И дело здесь не в литературных достоинствах народ ных творений Толстого. Писатель не создавал чудесного мира, живущего по другим законам. Вместо этого крестьяне увидели уже знакомую им реальность патриархального мира, лишь недавно отошедшую в прошлое. Толстой использует следующий прием: его герои воспринимают чудо как обыденность. Следовательно, это и не чудо, а реальность? Так пат риархальные черты получают статус «действительных». Утопичность такого переноса и сближает, некоторым образом, концепцию Толстого с идеями романтиков. XXV II Международные Толстовские чтения 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=