ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Он разочаровывается в людях как носителях «зерен идеала». Так и его анализ Направлен на образ, его интеллектуальную внутреннюю и эмоциональ ную сферу, когда все общественные события пропускаются сквозь это сито. Поясним вышеизложенное конкретными примерами из творче ства романтиков 1-й половины XIX в. и творчества Толстого, уделив основное внимание эволюции понятий. Пе-рвый этап. В 1-й половине XIX в. в русскую прозу вошел необыч ный жанр, который позднее завоевал успех у читателей. В конце 20-х и на протяжении 30-х годов русские прозаики начинают писать в «фантас тическом роде». Число таких сочинений непрерывно множится, отдель ные фантастические истории складываются в циклы. Так появляются «Двойник» (1828) А. А. Погорельского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—1832) Н. В. Гоголя, «Пестрые сказки» (1833) В. Ф. Одоевского, «Вечер на Хопре» (1831—1832) М. Н. Загоскина и т. д. Проблемы фан тастической словесности становятся предметом обсуждения в главных русских журналах того времени — «Московском телеграфе», «Московском вестнике», «Сыне отечества», «Телескопе», «Библиотеке для чтения». В тех же журналах публикуются многочисленные переводы иностранных ро манов и новелл того же «рода». Так формируется новый жанр. В это время веяния литературной моды сплелись с глубокой обще ственной потребностью. Тяготение к фантастике выражало интерес к на родному творчеству. Интерес этот, как известно, был однимиз проявлений борьбь! за самобытность русской культуры, когда народные поверья вклю чаются романтиками в свои сюжеты. Фантастический элемент в этих произведениях скрыт и имеет характер мифа, сказки. Чудеса прошло го—явная уступка читателю, поэтому такие произведения лучше называть «условно фантастическими». Впрочем, сказочный характер повествования и предполагает «договоренность» рассказчика и слушателя об изна чальной вымышленности событий. В это время авторы еще сохраня ют оттенок иронии образованного человека, рассказывающего детям сказку. Как видим, использование «иномирья» было лишь средством Для достижения вполне практической цели. Выбор этого средства хоро шо отвечал традициям литературного направления в то время, когда главенствовал романтизм с его концепцией двоемирия. Поэтому ро мантики традиционно идут к изменению всего комплекса простран ственно-временных характеристик и даже общества. Какой же может быть «вторая реальность» в сказках Л. Н. Толстого, где по канонам жанра должен главенствовать вымысел? Приведем анализ Литературоведение __ 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=