ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Он разочаровывается в людях как носителях «зерен идеала». Так и его анализ Направлен на образ, его интеллектуальную внутреннюю и эмоциональ­ ную сферу, когда все общественные события пропускаются сквозь это сито. Поясним вышеизложенное конкретными примерами из творче­ ства романтиков 1-й половины XIX в. и творчества Толстого, уделив основное внимание эволюции понятий. Пе-рвый этап. В 1-й половине XIX в. в русскую прозу вошел необыч­ ный жанр, который позднее завоевал успех у читателей. В конце 20-х и на протяжении 30-х годов русские прозаики начинают писать в «фантас­ тическом роде». Число таких сочинений непрерывно множится, отдель­ ные фантастические истории складываются в циклы. Так появляются «Двойник» (1828) А. А. Погорельского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—1832) Н. В. Гоголя, «Пестрые сказки» (1833) В. Ф. Одоевского, «Вечер на Хопре» (1831—1832) М. Н. Загоскина и т. д. Проблемы фан­ тастической словесности становятся предметом обсуждения в главных русских журналах того времени — «Московском телеграфе», «Московском вестнике», «Сыне отечества», «Телескопе», «Библиотеке для чтения». В тех же журналах публикуются многочисленные переводы иностранных ро­ манов и новелл того же «рода». Так формируется новый жанр. В это время веяния литературной моды сплелись с глубокой обще­ ственной потребностью. Тяготение к фантастике выражало интерес к на­ родному творчеству. Интерес этот, как известно, был однимиз проявлений борьбь! за самобытность русской культуры, когда народные поверья вклю­ чаются романтиками в свои сюжеты. Фантастический элемент в этих произведениях скрыт и имеет характер мифа, сказки. Чудеса прошло­ го—явная уступка читателю, поэтому такие произведения лучше называть «условно фантастическими». Впрочем, сказочный характер повествования и предполагает «договоренность» рассказчика и слушателя об изна­ чальной вымышленности событий. В это время авторы еще сохраня­ ют оттенок иронии образованного человека, рассказывающего детям сказку. Как видим, использование «иномирья» было лишь средством Для достижения вполне практической цели. Выбор этого средства хоро­ шо отвечал традициям литературного направления в то время, когда главенствовал романтизм с его концепцией двоемирия. Поэтому ро­ мантики традиционно идут к изменению всего комплекса простран­ ственно-временных характеристик и даже общества. Какой же может быть «вторая реальность» в сказках Л. Н. Толстого, где по канонам жанра должен главенствовать вымысел? Приведем анализ Литературоведение __ 117

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=