ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Литературоведение 1 ifc?— когда кругом...», 1885), но и ощущение бани («жарко было в натоплен ных комнатах», закрывший «фланелевым одеялом голову» брат, лакей «с спутанными волосами», туман, «скользкая дорога» и т. п.). «Парить» — сечь розгами (В. Даль), и нагой солдат предстает,.поистине, как «бог из машины». Н. Добролюбов в статье о прозе А. Плещеева указывает именно на этот прием как на самый характерный: «Для развязки же обыкно венно приводился, неизвестно откуда, какой-нибудь таинственный deus ex machina», вроде «сердитого начальника» (2, 192]. «Маленькая траге дия» Л. Толстого намеренно «классична»: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» (12 ) — «Я рад весь мир обнять. — А командор? что скажет он об этом?» (А. Пушкин, «Каменный гость», сцена 111). «Я тебе помажу...— Будешь мазать? Будешь?» (15 ) — этот крик пол ковника на «малорослого» солдата (ср. картину «Наказание шпицрутенами» малоросса Т. Шевченко) относится и к рассказчику, который, подобно художнику в «Невском проспекте», жизнь рисовал как бы в тумане, и к Л. Толстому — реалисту (согласно В. Далю, «Малорослый» — упрямый, так как его слегка бивали в детстве). Казнь дезертира (сюжет, восходя щий к пьесе С. Мерсье) двусмысленна, ибо эти же люди могли спасать отечество («Побег» К. Станюковича). Более того, фигура «с белыми а 1а Nicolas I подвитыми усами» военного уже издали «показалась ллне знако мой» (14). В «Капитанской дочке» именно самозванец воспринимается с подобной точки зрения: «Лицо его показалось мне знакомо» (гл. VII). «Братцы, помилосердуйте...» — «Пожалейте, братцы: он щуплый...» (К. Станюкович, «Похождения одного матроса», ч. I, гл. 1, 2). «—О Госпо ди!» — «—Господи Иисусе, пресвятая Богородица!» (там же). «Меня тоже наказывать в полку хотели, так я спужался и убежал (гл. II, 4). Меха нические движения наказуемого «вперед-назад» напоминают походку иду щего к гильотине человека (И. Тургенев, «Казнь Тропмана», гл. XI). Сублимированное соперничество полковника и рассказчика имеет аналогии с «Ятаганом» Н. Павлова и «Володей большим и Володей ма леньким» (1893) А. Чехова: «—Ну, начинается музыка! — проговорил Ягич, делая ударение на зы» (об истерике жены). В «Евгении Онегине» Ол- 5, стр. XXVIII): Музыка будет полковая! Полковник сам ее послал, Какая радость: будет бал... «Много черных людей» (13 ) и их «нехорошая музыка» (флейта и барабан) встречаются уже в «Дон Кихоте» (ч. 2, гл. XXXVI). Любопытно, ЧВ)Н 1l'W >'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=