ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Каренин своим жизнетворчеством, казалось бы, воплощает идеал чистого и непорочного человека, о чем говорит его мать с Лизой: «Я знаю его душу, как свою. Это гордая душа. Горд не именем, не богатством, но горд своей чистотой, своей нравственной высотой, и он соблюдал ее». Однако Анна Дмитриевна, сама того не замечая, вскрывает глубину душевных противоречий Виктора: «...гордость, выражающаяся в стрем­ лении к самоутверждению, не сочетается с нравственной чистотой, кото­ рая становится ширмой себялюбия», что замечает Саша, дающая отдель­ ными репликами («отвратительно» и «противно») иную характеристику внешне идеального Каренина. Князь Абрезков в разговоре с Федей опери­ рует в оценке Виктора теми же категориями, что и Анна Дмитриевна, и это подтверждает то, что начавшийся процесс духовного растления мира ширится и углубляется. Причем сам Абрезков не замечает своей духовной трагедии, говоря о Викторе и членах его семьи как о людях, ориентированных на православное мировидение: «Вы знаете его й его семьи строгие православные правила». Саша же развенчивает сложйвшееся о Каренине мнение как о добропорядочном христианине, поскольку ей в свете предначертанного в символике имени («Защитница людей») дано видеть истинную натуру человека, а потому она и заявляет: «Да я скорее не знаю за кого выйду, но не за него». Совершенно противоположно отношение к Феде Анны Павловны, князя Абрезкова, даже Протасова к самому себе, которое резко кон­ трастирует с оценкой цыганки Маши. Анна Павловна видит в Феде причину неудачного брака ее дочери Лизы: «Надо радоваться, а не печалиться, что можешь освободиться от такого дурного человека, освободиться от такого золота», при этом презрительно называя Протасова «гадиной». Князь Абрезков отмечает в Феде странную черту, которая, по его мне­ нию, связана с тем, что вся жизнь Протасова направлена против него самого: «Муж ее один из тех людей, про которых говорят, что он только сам себе враг». Внешне благопристойное общество, представителями которого являются Анна Павловна и князь Абрезков, формирует у Феди ощущение своей неполноценности. Оказавшись удаленным от светской суеты, Протасов неоправданно признает свою духовную несостоя­ тельность: «...я лишний человек». Он начинает заниматься самобичева­ нием, однако, сам того не замечая, обнажает беспочвенность оценок Анны Павловны и князя Абрезкова: «я негодяй», но «не могу спокойно лгать». Маша же замечает Божественную искру в душе запутавшегося Протасова, характер которого сам Толстой определил так: «И это XXV II Международные Толстовские чтения __________ 100

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=