ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
XXV II Международные Толстовские чтения - представляется нам пусть малой, но значимом вехой на этом очисти тельном пути возвращения к самим себе. Дабы не быть голословными, приведем ряд характерных выдержек из современной сербской прессы. Так, еще в начале августа 1992 г. «Православие» сообщало: «Церковь Святой Троицы в Горни Адроваце давно заброшена и запущена. Врата закрыты на ключ, который нахо дится где-то в Алексинаце, где точно — не знает никто. А ведь "под ключом" в этой церкви скрыты страницы нашей истории, культурное наследие, память о Раевском и его боевых товарищах из России и Сер ит бии. Недогоревшие свечи возле храма свидетельствуют, что есть еще люди, которые помнят героя войны, а также Вронского из "Анны Каре ниной", чьим прототипом и был Раевский» [39]. Постепенно приходили иные времена, и 12 июня 1996 г. столич ная «Политика» писала: «После долгих проволочек началась, наконец, реставрация храма-памятника Св. Троицы в Горни Адроваце... Как только будет восстановлено находящееся рядом с ним здание, в нем разместится библиотека, где должны быть собраны все сочинения русских авторов, в каковых упоминается о полковнике Раевском. Здесь лее будут хра ниться и книги на других языках. В этом процессе будет участвовать и Московская Патриархия, которая проявила особый интерес к рестав рации церкви в Горни Адроваце» [40]. А теперь процитируем «Голос» от 6 октября 1998: «30 сентября церковь Троицы в селе Горни Адровац провозглашена метохом (т. е. филиальным приходом.— А. Ш.) монастыря Святого Романа. Освящение храма и святую литургию по этому поводу соборно совер шило сербское и русское духовенство во главе с владыкой Нишским Иринеем. От имени Русской Православной Церкви в чинодействии участвовал архимандрит Елисей... "В этом храме духовной культуры последняя служба прошла в далекие сороковые годы,— отметил владыка Ириней.— Основание метоха имеет своей целью его дальнейшее пере растание в монастырь, который будет достойно хранить воспоминания о совместной борьбе и славянской солидарности, много раз проявлен ной русскими и сербами". В метох уже прибыла первая монахиня, а один из местных жителей предоставил дом для нужд будущего сест ринства» [41]. В пустой и размоленный храм, как видим, снова вернулись люди, а значит — к народу возвращается память. История продолжается, и мы еще прочтем ее новые главы... 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=