ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
XXV II Международные Толстовские чтения не на собственные нужды, но на устройство колодца в оживленном месте на пути Из Пожаревца в село Дубровицу, который и назвал с кре стьянской безыскусной трогательностью: «Колодец покойного полков ника Николая Раевского — русского, что погиб в 1876 г. в борьбе с тур ками за освобождение сербства» (перевод дословный) [25]. Из таких вот мелочей складывалась память. 4 сентября родственники Н. Н. Раевского были приняты в Белграде королевской четой («чрезвычайно любезно», по словам Чарыкова) и после аудиенции «удержаны к завтраку» вместе со всей русской дипломати ческой колонией ‘[26]. Церемония закладки храма-памятника «Врон скому» заканчивалась на высшем уровне... "■ г: ;-' /Л■ * * * 1903 год в истории Сербии -г это год кровавой драмы. 29 м грудпа офицеров-заговорхциков физически уничтожила короля Александра Обреновича и королеву Драгу, совсем недавно столь радушно принимав ших русских гостей, и возвела на сербский престол нового монарха — Петра Карагеоргиевича. А церковь Святой Троицы тем временем строилась. К середине лета все основные работы были завершены — в камне воплотился проект рус ского художника Н. А. Бруни. Дело оставалось за иконами. Их писал в Петербурге тот же мастер. 7 июля владыка Никанор торопил Марию Григорьевну: «С нетерпением жду иконы, так как уже все готово: церковь готова, иконостас готов. Только иконы и все будет. Прошу поспешить с их посылкой» [27]. С тем же письмом он выслал и счета, в ответ Раевская отправила в Сербию еще два чека — на тридцать одну тысячу восемьсот франков и на семь тысяч франков [28]. Наконец 2 августа Бруни закончил свой труд, и неделю спустя пять ящиков с иконами (общим весом 4 цуда 29 фунтов, как записано в сопроводительных документах) были отправле ны на станцию Алексйнац, откуда их перевезли в Горни Адровац. .,г, , К концу месяца они заняли свои места в иконостасе. Теперь все действительно было готово. Изнутри храм блистал свежей росписью. Эскизы фресок для него сделал В. М. Васнецов. Натурно их затем вос произвел местный живописец Душан Обренович. Кроме того, на одной из стен (что весьма нехарактерно для православной традиции) распо лагался портрет самого Н. Н. Раевского в гусарской форме, писанный крупнейшим сербским художником-реалистом профессором Стованом То- доровичем. Характерная деталь: еще в 1867 г. автор портрета был избран почетным вольным общником петербургской Академии художеств [29].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=