ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

XXV II Международные Толстовские чтения не на собственные нужды, но на устройство колодца в оживленном месте на пути Из Пожаревца в село Дубровицу, который и назвал с кре­ стьянской безыскусной трогательностью: «Колодец покойного полков­ ника Николая Раевского — русского, что погиб в 1876 г. в борьбе с тур­ ками за освобождение сербства» (перевод дословный) [25]. Из таких вот мелочей складывалась память. 4 сентября родственники Н. Н. Раевского были приняты в Белграде королевской четой («чрезвычайно любезно», по словам Чарыкова) и после аудиенции «удержаны к завтраку» вместе со всей русской дипломати­ ческой колонией ‘[26]. Церемония закладки храма-памятника «Врон­ скому» заканчивалась на высшем уровне... "■ г: ;-' /Л■ * * * 1903 год в истории Сербии -г это год кровавой драмы. 29 м грудпа офицеров-заговорхциков физически уничтожила короля Александра Обреновича и королеву Драгу, совсем недавно столь радушно принимав­ ших русских гостей, и возвела на сербский престол нового монарха — Петра Карагеоргиевича. А церковь Святой Троицы тем временем строилась. К середине лета все основные работы были завершены — в камне воплотился проект рус­ ского художника Н. А. Бруни. Дело оставалось за иконами. Их писал в Петербурге тот же мастер. 7 июля владыка Никанор торопил Марию Григорьевну: «С нетерпением жду иконы, так как уже все готово: церковь готова, иконостас готов. Только иконы и все будет. Прошу поспешить с их посылкой» [27]. С тем же письмом он выслал и счета, в ответ Раевская отправила в Сербию еще два чека — на тридцать одну тысячу восемьсот франков и на семь тысяч франков [28]. Наконец 2 августа Бруни закончил свой труд, и неделю спустя пять ящиков с иконами (общим весом 4 цуда 29 фунтов, как записано в сопроводительных документах) были отправле­ ны на станцию Алексйнац, откуда их перевезли в Горни Адровац. .,г, , К концу месяца они заняли свои места в иконостасе. Теперь все действительно было готово. Изнутри храм блистал свежей росписью. Эскизы фресок для него сделал В. М. Васнецов. Натурно их затем вос­ произвел местный живописец Душан Обренович. Кроме того, на одной из стен (что весьма нехарактерно для православной традиции) распо­ лагался портрет самого Н. Н. Раевского в гусарской форме, писанный крупнейшим сербским художником-реалистом профессором Стованом То- доровичем. Характерная деталь: еще в 1867 г. автор портрета был избран почетным вольным общником петербургской Академии художеств [29].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=