ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

везде, во всей в жизни можно найти "незримые ступени" к христиан­ ству - к совершенствованию. "Прекрасное новое здание", "которое покамест не для всех ви­ димо зиждется", "может слышать всеслышащим ухом поэзии п о э т или такой д у х о в и д е ц , который уже может в зерне прозре­ вать его плод" (УШ, 25Q-25I, курсив Гоголя - Е Л . ) . Гоголь и пы­ тается совместить, не иначе как на равных, духовидцами поэта,' ко­ торый придал бы зримый и зовуций облик тем незримым ступеням к христианству, которыми богата жизнь. Один духовидец вряд ли помо­ жет произрасти плоду из зерна, он его именно и лишь прозревает. И христианская истина, которая’ влечет к себе Гоголя, как некая ис­ тина совершенствования, также не прорастет без всеобъемлющего по­ этического слова. В личных письмах и в "Выбранных местах" Гоголь пытается бук­ вально воплотить те межчеловеческие отношения бесконечной любви и беспощадной требовательности, которые находит в ортодоксальном христианстве. В гоголевской книге - попытка восстановить или со­ здать ту духовную связь между людьми, которая утрачена современным миром ("город не знает города, человек ч е л о в е к а ..."). Но сопостав­ ление "Выбранных мест из переписки с друзьями" с личными письмами Гоголя» а также анализ получаемых и и писем дают возможность видеть, как гоголевское в о п л о щ е н и е теории братской люб­ ви расторгало те человеческие связи, к укреплению которых Гоголь стремился более всего (а также - как сердце, невольно осуществляя ортодоксальную логику, становилось, хотя бы на время, пустынею, лишь только монашество осознанно выбиралось). Работа над "Выбран­ ными местами" стимулпроввла обдумывание и создание глав П тома "Мертвых душ" и в то же время породила "безблагодатное" состояние. Для Гоголя это - состояние без творчества, бее способности отдать­ ся писательству вполне. Он не может обрести "покой" и "светлость", испытывая тягостность "холодности" и "черствости" души. Его пре­ следуют эти состояния. Чрезмерность, абсолют духовного напряжения подчас оказывались невыносимыми для человеческой природы. Очень точно уловил это С.Т.Аксаков: "Отсюда начинается постоянное стрем­ ление Гоголя к улучшению в себе духовного человека и преобладание религиозного направления, достигшего впоследствии такого высокого настроения, которое уже несовместимо с телесным организмом чело­ в е к а "^ , В одном из писем самого Гоголя появится не менее точное выражение - "крест черствости душевной". Гоголь сознательно го­ тов нести этот креот. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=