ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

В Слове митрополита Филарета на вопрос "Какая ке тайная сила влекла сих людей из мйра?" давался ответ: "Вера вдохнула верным своим последователям глубокое чувство тленности мира и краткости жизни, а вследствие этого и пламенное желание отечест­ ва небесного"^, у гоголя же монашество и уединение - п у т ь к преодолению человеческого несовершенства. Священники в тишине, в уединении вынашивают слова, которые заставят человека познать се­ бя; художник отказывается от всех "приманок жизни" во имя созда­ ния произведения, которое внесло бы тишину и гармонию н е б е с ­ н у ю в мир з е м н о й . Происходит своеобразное разрушение замкнутости, сосредото­ ченности в себе христианской зтики. И это, в свою очередь, стано­ вится творческим импульсом, раздвигает сложившиеся было отношения творчества и жизни. Монашество воспринимается как неизбежное и о д н о в р е ­ м е н н о как временное, превосходящее состояние в творческом процессе. Гоголь писал П.В.Анненкову в августе 1847 года: "8аняв- шись своим собственным внутренним воспитанием, проведя долгое вре­ мя за Библией, за Ноисеем, Гомером - законодателями веков минув­ ших, читая историю событий, кончившихся и отживших, наконец, на­ блюдая и анатомируя собственную душу в келаньи узнать глубже душу человека вообще и встретясь на пути с тем, который более всех нас знал душу человека, я весьма естественно стал на время чужд всему современному. Зато теперь проснулось во мне любопытство знать все то, чего я прежде не хотел знать" (ХШ, 362). "Любопытство" просы­ палось именно в ходе работы над книгой. Гоголь не приемлет безого­ ворочно "шелленгистов", "гегелистов", западников, славянофилов (считая, что "поэту более следует углублять самую истину, чем препираться об истине", - ХП, 475; курсив ГОгоЛя’-* Е .П .), но они неизбежно стимулировали движение его мысли. И в результате христи­ анское учение и жизнь образуют в книге то слияние, которое "проти­ вопоказано", недоступно богословскому тексту. В "Письмах по поводу Мертвых душ" сказано о жизни реальной и воссозданной в поэме: "Тьма и пугающее отсутствие света" (УШ,294). Но в "Выбранных местах" (как , впрочем, и в поэме) тьма и свет, во всяком случае искание света, свет внутренний, скрытый, - неотдели­ мы друг от друга. "Нынешнее время" несет "охлаждение душевное", "нравственную усталость" (УШ, 224), но это время, когда "слышна у всякого какая-то безотчетная жаасда быть тем, чем он есть, может быть, от, прекрасного источника быть лучше" ( УШ, 245). ТО есть 98

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=