ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
Иванова и сюжет его картины ("Исторический живописец Иванов"), а также образ собственно художественный - живописец, привезший свою картину из Италии в "Портрете". Идея как бы живет во всей мире: в его собственной судьбе, в судьбе другого человека, в искусстве в целой. В утверждении высоты монашеского звания Гоголь близок свято отеческой аскетической традиции6. То есть Гоголь не притязает на отход от ортодоксального христианства, более того, хотел бы мак- скаального сближения с ним. Но достаточно сравнить его истолкова ние монашества с современной ему богословской литературой, чтобы увидать, как та неслиянцость религии - литературы, которая станет явственной к 80-м годам, намечается в 40-е. "Слово" московского митрополита фйларета "О духе монашества" (а личность митрополите вызывала, как известно, глубокое уважение и Пушкина, и Гоголя) посвящено истолкованию именно сути и целей монашества. Филарет не ограничивается утверждением высоты и истин ности монашеского образа.жизни, }н заставляет слушателей додумать все возможные причины, побудившие человека избрать монашество. Оказывается, истинно*и спасительно не одно лишь звание монаха,ис тинно христианскими должны быть прежде всего побудительные мотивы. "Очень нужно нам испытать себя, точно ли потому мы удалились от мира, что возжелали благоугождать единому Богу, а не потому, что мир нам на благоприятствовал? В самом удалении от мира, не унесли ли мы с собою идолов гордости, корыстолюбия и плотоугодия?.. Чув ствуем ли мы. себя ближе к Богу внутренно, с тех пор, как наружно стали далее от мира?.. Как никого не спасает одно внешнее пребы вание в пустыне, так не погубляет никого внешнее жительство в ми- ре"’'’. Гоголь в своей книге всячески оберегает христианство от од носторонности, и он так же, как митрополит Филарет, убежден, что "никого не спасает одно' в н е ш н е е пребывание в пустыне". Но пафос гоголевской главы ."Нужно проездиться по России", где звучит тема монастырства, - в другом. У Филарета: "Соделайте сердце ваше пустынею, в коей бы не было ни богатств, ни красот мира, ни нечис тых плотских желаний, ни страстных помышлений'’^. Автор "Выбрвнных мест" отвергает этот призыв. Он слышит, что "Россия зовет теперь сынов своих крепче, нежели когда-либо прежде. Уже душа в ней бо лит, и раздается крик ее душевной болезни". Поэтому - "Монастырь ваш - Россия. Облеките же умственно себя риэой чернеца и, всего себя умертвивши для себя, но не для нее, ступайте подвизаться к ней" (УШ, 301). 9 ?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=