ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

Иванова и сюжет его картины ("Исторический живописец Иванов"), а также образ собственно художественный - живописец, привезший свою картину из Италии в "Портрете". Идея как бы живет во всей мире: в его собственной судьбе, в судьбе другого человека, в искусстве в целой. В утверждении высоты монашеского звания Гоголь близок свято­ отеческой аскетической традиции6. То есть Гоголь не притязает на отход от ортодоксального христианства, более того, хотел бы мак- скаального сближения с ним. Но достаточно сравнить его истолкова­ ние монашества с современной ему богословской литературой, чтобы увидать, как та неслиянцость религии - литературы, которая станет явственной к 80-м годам, намечается в 40-е. "Слово" московского митрополита фйларета "О духе монашества" (а личность митрополите вызывала, как известно, глубокое уважение и Пушкина, и Гоголя) посвящено истолкованию именно сути и целей монашества. Филарет не ограничивается утверждением высоты и истин­ ности монашеского образа.жизни, }н заставляет слушателей додумать все возможные причины, побудившие человека избрать монашество. Оказывается, истинно*и спасительно не одно лишь звание монаха,ис­ тинно христианскими должны быть прежде всего побудительные мотивы. "Очень нужно нам испытать себя, точно ли потому мы удалились от мира, что возжелали благоугождать единому Богу, а не потому, что мир нам на благоприятствовал? В самом удалении от мира, не унесли ли мы с собою идолов гордости, корыстолюбия и плотоугодия?.. Чув­ ствуем ли мы. себя ближе к Богу внутренно, с тех пор, как наружно стали далее от мира?.. Как никого не спасает одно внешнее пребы­ вание в пустыне, так не погубляет никого внешнее жительство в ми- ре"’'’. Гоголь в своей книге всячески оберегает христианство от од­ носторонности, и он так же, как митрополит Филарет, убежден, что "никого не спасает одно' в н е ш н е е пребывание в пустыне". Но пафос гоголевской главы ."Нужно проездиться по России", где звучит тема монастырства, - в другом. У Филарета: "Соделайте сердце ваше пустынею, в коей бы не было ни богатств, ни красот мира, ни нечис­ тых плотских желаний, ни страстных помышлений'’^. Автор "Выбрвнных мест" отвергает этот призыв. Он слышит, что "Россия зовет теперь сынов своих крепче, нежели когда-либо прежде. Уже душа в ней бо­ лит, и раздается крик ее душевной болезни". Поэтому - "Монастырь ваш - Россия. Облеките же умственно себя риэой чернеца и, всего себя умертвивши для себя, но не для нее, ступайте подвизаться к ней" (УШ, 301). 9 ?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=