ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
вые выстраиваемая система этических представлений, которая восста навливает совершенное учение Христа, но при этом успевает соотнес ти его с восточной религией, с философией стоиков, с этикой Арис тотеля (принимая одно и отвергая другое)1, - то есть объективно именно с о з д а е т с я система религиозно-нравственных пред ставлений, которая мыслится необходимой современному моменту. В "Ээписках христианина" Толстой писал: "Религиозная истина есть единственная истина, доступная человеку. Христианское же уче ние считэю такой истиной, которая - хотят или не хотят признавать это люди - лежит в основе всех людских знаний"^, g "исповеди" же: "Знание истины можно найти только жизнью" (23, 43); "Вероучение это исповедуется где-то тем, вдали от жизни и независимо от нее" (23, 2 ). Это достаточно принципиальные положения Толстого 80-х го дов. Поэтому в трудах и 80-х, и 90-х уже в самих названиях сведены вместе вере и жизнь: "В чем моя вера?", "Религия и нравственность", "О жизни" и др. Очень точно заметил Н.Й.Страхов: " . . . Если взять любое из наставлений Толстого, любую из его мыслей, относящихся к нравоучению, то всегда можно найти ту мысль, или близкую к ней, в одном из учений, возникавших на почве христианства". В то же время "наставления Толстого представляют полное своеобразие; они движут ся по своим особым путям, захватывая особые сферы чувств и предме тов и освещают их с особых сторон, йбо это живая, искренняя речь • человека, откровение его сердца, живущего тем самым, что он гово рит. Тут все новое, потому что все живое"3. Но для того чтобы эта параллельность, даже неслиянность.рели гии и литературы стала очевидной, чтобы явились в русской литерату ре отдельно JI.Толстой и Вл.Соловьев с их духовным взаимотяготени- ем и все большим расхождением, необходим был писательский и чело веческий опыт Гоголя. В письмах Гоголя 40-х годов постоянна тема монастырства, отре чения от жизни. Она аксиоматично для писателя выразится в "Выбран ных местах из переписки с друзьями": "Нет выше званья, как мона шеское"^, монашество - и путь к духовному человеку, и олицетворе ние духовности как таковой. В мире, где "нечувствительно облека ется он (человек - S .A .) и стал уже весь плоть, и уже почти нет в нем души"51 _ в ЭТОц МИре аскетизм монашества - единственный путь к восстановлению духовности; необходимый и н е и з б е ж н ы й для истинного х у д о ж н и к а . Это не только прямо высказывается, но проявляется и в том, что у Гоголя оказываются слиты его собственные устремления к монашеству, жизнь Александра 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=