ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

Как I в о р и о i I о взаимодействовало с этической теорией в двух сферах ее проявления (религия и жизнь) - основная проблема, рассматриваемая в данной работе. Чтобы материал был обозрим, имеет смысл выбрать тему, в которой, пожалуй, и наиболее контрастно, и наиболее сложно, противоречиво сталкиваются, взаимо­ действуя и споря, жизнь и христианское вероучение, - тему монаше­ ства у Гоголя и Толстого, с выходом и к некоторым другим аспектам проблемы, особенно когда речь пойдет о творчестве Толстого. v Можно сказать, что и тот, и другой писатель почувствовали на определенном этапе своего духовного развития потребность монаше­ ства творческого. Гоголь, кроме того, испытал и бытийное монаше­ ство, к которому Толстому не удавалось выйти (правда, у Гоголя оно было ослаблено тем, что Италию, в которой он находил "худож- нически-монастырское уединение", он чрезвычайно любил, и монаше­ ский аскетизм жизни уже в силу этого оказывался не вполне досту­ пен). И Гоголь, и Толстой подвергли осмыслению богословское тол­ кование монашества непосредственно в своем творчестве. Так что те­ ма эта в самом деле вяжет л единый узел этику религии, жизни и творчества, выявляя сложность взаимодействия данных форм челове­ ческого бытия. Для Гоголя 40-х годов этике христианской веры - единственно безупречная этика, своеобразный идеал индивидуального человечес­ кого самоосуществления и межлюдского обыения. Личные письма и "Вы­ бранные места из переписки с друзьями" насыщены не только упомина­ ниями евангельских персонажей, имен отцов церкви, богословских трудов, но и обнаруживают абсолютное слияние автора с собственно религиозными состояниями молитвенного благоговения, смирения, ду­ ховного восторга (естественно, к ним не сводясь). Гоголевское тол­ кование страдания, гордости, отшельничества и некоторых других со­ стояний очень близко (если не тождественно) богословскому их ис­ толкованию. Толстой позже возьмется "переписывать" Евангелия, бу­ дет полемизировать с многовековыми и ложными, на его взгляд, ис­ толкованиями священного писания, то есть очень явственно обнаружит п а р а л л е л ь н о с т ь литературы и религии, литературы и богословия, своеобразную их самостоятельность. U нравственные принципы, изложенные в раннем христианском вероучении (принимаемые Толстым безусловно), предстанут в их исторически неоднозначном, неидеальном развитии. Этические и эстетические поиски Толстого, личная потребность монашески отречься от плоти жизни - это не столько истолкование вероучения, сколько в н о в ь , как бы впер­ 95

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=