ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

В. И.АННЕНКОВА ЛГПИ им. А.И.Герцена ЭТИКА РЕЛИГИИ И ЭТИКА ЛИЗНИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГОГОЛЯ И П08ДНЕГ0 толстого 40-е годы для Гоголя и 80-е для Толстого - время поиска но­ вых литературных форм и обретения нового писательского мироощу­ щения. В двух десятилетиях можно найти некие внешние черты общ­ ности, правда, хронологически несколько смещенные: в 40-е с 1848 года начинается мрачное семилетие; 80-е годы - время разо­ чарования л существенных для предыдущего десятилетия надеждах на­ роднических и народовольческих, время политической и литературной реакции. В переходные периоды, в безвременье литература чаще все­ го занимается пересмотром своих возможностей и поиском новых ду­ ховных форм. И все же разница между десятилетиями в данном случае существеннее, чем общность,. На это важно обратить внимание,чтобы понять,насколько различен контекст, в котором Гоголь и Толстой обращаются к проблемам религии и жизни. Размышления и философс­ кие построения Толстого были обусловлены гораздо более опреде­ ленно, чем у Гоголя, всем предшествующим разлитием русской мысли. Гоголь выходил к вопросам веры и жизни, религии и литературы, впервые так осознанно заостряя этические вопросы. Безуоловно, он тоже имел предшественников (этические искания русских масонов, собственно богословская мысль начала XIX века, поэзия декабрис­ тов периода каторги и ссылки - духовные стихотворения А.И.Одоев- ского, Ф.Н.Глинки, Г.С.Батенькова, В.К.Кюхельбекера - поэзия,ко­ торую Гоголь не мог знать, но которая объективно существовала). В то время поэзия В.А.Жуковского и Н.М.Языкова тематически пере­ кликалась с гоголевским творчеством. И все же' -Гоголь, поставив­ ший вопросы христианского учения и жизни, религии и литературы как первостепенные для решения нравственных вопросов и как не­ отъемлемые для духовной жизни, был по своему единствен в 40-е годы, для которых характерен повышенный интерес к социальным и общественным проблемам. Этика духовного совершенствования, вырабатываемая тем и дру гим писателем, вступала (в каждую эпоху по-своему) во взаимодей­ ствие со временем и в осОбые отношения с творческим потенциалом писателя. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=