ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
переворота, он полон сомнений, взгляд его "на свои жалкие ноги в подштанниках" ироничен. Для Ыаковкиной встреча с Сергием катаст рофична и означает полную перемену жизни: "Да, это человек", - думала она, с трудом стаскивая шлюпа- ющий ботик" (2 3 ); "С тем же чувством думает он об этих ногах", - говорила она, сдернув мокрые чулки и ступая босыми ногами по койке и поджимая их под себя. Она посидела так недолго, обхватив колени руками ..." (2 4 ); "О н а ..., легко ступая босыми ногами, вернулась на койку и опять села на нее с ногами" (2 4 ). Нетрудно заметить, что л эпизоде соблазнения "мокрые ноги" Маковкиной явно вытесняют все другие детали. Конечно, это можно объяснить сугубо реалистическими причинами, в данном случае - эротическим характером сцены. Толстой никогда не перестает быть реалистом. Но для нас это объяснение не может быть исчерпывающим. Обнажение ног, обостренное внимание ко всему, что связано с ними (обувь, одежда) характерно для героев Толстого (имеются в виду повести 80-90-х годов) в минуты катастроф. Иван Ильич перед тем, как увидеть "с в е т", держит свои исху далые ноги в чулках на плечах Герасима. Позднышев совершает убийство разувшись ("Первое, что я сделал, я снял сапоги и, ос тавшись в чулках, подошел к стене над диваном, где у меня висели ружья и кинж алы ..."), причем шерстяные чулки он снимает еще в вагоне поезда, по дороге в Москву. Очевидно, можно говорить об очень устойчивом приеме, с по мощью которого Л.Н.Толстой подчеркивает столь важное для него ду ховное начало в человеке, - приеме, который имеет основание не только в христианской мифологии, но и в народно-поэтической тра диции. Здесь снова на помощь приходит А.Н.Афанасьев: "Нога, кото рая приближает человека к предмету его желаний, о'бувь, которою он при этом ступает, и след, оставляемый им на дороге, играют весьма значительную роль в народной символике. Понятиями движения, по ступи, следования определялись все нравственные действия челове- к а "1^ к этому можно добавить, что нога - это традиционный сим вол души в большинстве мифологических и религиозных систем. В момент духовного переворота отца Сергия на первый план вы двигается понятие движения, которое является прямым продолжением и развитием символического значения, связанного с понятием "нога/ обувь", и реализуется с помощью глагола "идти": "Вдоль реки ила дорога; он пошел по ней и прошел до обеда. В обод он во,юл в рожь и лег в ней. К вечеру он пришел к деревне 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=