ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

" . . . он, сняв лампадку, зажег свечу и, низко поклонившись ей, вышел в каморочку аа перегородкой" ( 22 ) . Однако-разрешение мотива в седьмой главе дает, казалось бы, ясный ответ о характере символического наполнения образов воды и огня: "Он думал о том, что он был светильник горящий, и чем боль­ ше он чувствовал это, тем больше он чувствовал ослабление, поту­ хание божеского света истины, горящего в нем" (2 9 ). "иногда, в светлые минуты, он думал так, что он стал подо­ бен месту, где прежде был ключ. "Был слабый ключ воды живой, ко­ торый тихо тек из меня, через меня". 1 о была истинная жизнь,ког­ да "она" (он всегда с восторгом вспоминал эту ночь и ее, теперь мать Агнию) соблазняла его. Она вкусила той чистой воды. Но с тех пор не успевает набраться вода, как жаждущие приходят, тес­ нятся, отбивая друг друга. И они затолкали все, осталась одна грязь" (3 0 ). Как видим, мотивы воды и огня уподобляются друг другу, вы­ полняя по существу, сходные функции. Это уподобление обнаружива­ ется уже в пятой главе, в образе крови: "Она слушала его и смотрела на него. Вдруг она услыхала кап­ ли падающей жидкости. Она взглянула и увидела, как по рясе текла из руки кровь. - Что вы сделали с рукой? - она вспомнила звук, который слы­ шала, и, схватив лампаду, выбежала в сени и увидела на полу ок­ ровавленный палец" (2 6 ). Образ весенней капели ("т е же капли с крыши падали в кадуш­ к у " ), которую слышит отец Сергий, сливается воедино с образом крови ("вдруг 0Н8 услыхала капли падающей жидкости"), данным че­ рва восприятие Маковкиной при свете свечи и лампады. Образуя в повести сложный образно-семантический комплекс, мотивы воды и огня восходят не столько к житийной, сколько к на­ родио-поз тичес кой традиции. У А.II.Афанасьева находим: "Огонь и вода - стихии светлые, не терпящие ничего нечистого: первый пожи- гает, а вторая смывает и топит всякие напасти злых духов"^ Кроме указанного значения, мотивы воды и огня образуют в по­ вести мотив брачного духовного союза между Сергием и ыаковкиной: "Названия князь (не будем забывать, что Сергий в прошлом - князь Касатский - п .п .) и княгиня, но первоначальному своему значению, доселе удержавшемуся в простонародном обыкновении чествовать этими именам! жениха и невесту, прямо указывают на то супружеское 82

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=