ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
центром повести. По свидетельству А.М.Горького, Л.Н.Толстой счи тал ату главу одной из своих творческих удач: "Как-то вечером, в сумерках, жмурясь, двигая бровями, он читал вариант той сцены из "Отца Сергия", где рассказано, как женщина идет соблазнять от шельника; прочитал до конца, приподнял голову и, закрыл глаза, четко выговорил: - Хорошо напиоал старик, хорошо! Вышло это у него изумительно просто, восхищение красотой бы- ле. так искренне, что я вовек не забуду восторга, испытанного мною тогда, - восторга, который я не мог, не умел выразить, но и подавить его мне стоило огромного усилия. Даже сердце останови лось, а потом все вокруг стало живительно свежо и ново"8. Стран но, что столь редкая и выразительная авторская самооценка, до шедшая до нас из весьма авторитетного источника, до сих пор не получила должного освещения в толстоведении. Между тем по насы щенности символическими образами и мотивами, по сложности и на пряженности их взаимосвязей пятая глава представляет чрезвычайный интерес. Отец Сергий живет затворником в Толбинскои пустыни, в келье покойного старца Иллариона, которая представляет собой пещеру, выкопанную в горе. Обстановка, окружающая Сергия, напоминает первожилище: мощи Иллариона в задней пещере, то есть совсем рядом, раз в день скудная пища из монастыря. Житийная обстановка перво- жилища о художественной закономерностью предполагает возникнове ние мотивов воды и огня - этих мифологических образов, символизм-, рующих первоэлементы бытия. Мотивы эти, как всегда у Л.Н.Толстого, возникают в сугубо реалистическом контексте. "Было совсем тихо. Те же капли с крыши падали в кадушку, по ставленную под угол. На дворе была мгла, туман, съедавший снег. Было тихо, тихо" (2 0 ). "Он понял, что она ногой попала в лужу, натекшую у порога" ( 21 ). "Она стояла посреди комнаты, с нее текло на пол, и разгляды вала эго" ( 22 ) . На первый взгляд, мотив воды сопутствует Маковкиной и симво лизирует плотский соблазн; точно так же мотив огня (све та ) сопут ствует Сергию и символизирует непреклонность его веры: "Он приложил лицо к стеклу. Лампадке отовечиввла и светилась вевде в стекле" ( 21 ). 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=