ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

в соответствии с которым символическое наполнение образа чаще всего дает себя внать как минимум л трех звеньях художественного произведения: названии (эпиграфе), начальных фразах, финале7, то есть принцип повтора как бы усиливается принципом "сильной пози­ ции те кста". В дальнейшем житийный мотив "ужаса/удивления" раз­ вивается с еще большим динамизмом и выразительностью, нежели мо­ тив "умиления": "Он часто удивлялся тому, как это случилось, что ему, Степа­ ну Касатскому, довелось быть таким необыкновенным угодником и прямо чудотворцем..." (3 4 ). "Когда проходила девушка и остановилась подле него, и он бла­ гословил ее, он сам ужаснулся на себя, как он смотрел на ее тело" (3 6 ). "Она лежала и спала. С ужасом взглянул он на нее" (3 7 ). Если в житийной литературе "удивление" и "ужас" связаны с могуществом святости, то в повести эти э оции вызваны противопо­ ложным святости состоянием героя: эгоистическим стремлением уди­ вить людей, неверием, могуществом плотского соблазна. В финале повести житийный мотив разрешается в соответствии с патриархальной концепцией Л.Н.Толстого, где бог становится симво­ лом всечеловеческого единения и любви: "Он часто, находя в доме Евангелие, читал его, и люди всегда, везде все умилялись и удивлялись, как новое и вместе с тем давно знакомое слушали его" ( 44 - 45 ) . Являясь динамическим средством психологической или социаль­ ной характеристики, подчеркивая устойчивые черты привычек или пор­ трета героя, то есть выполняя сугубо реалистическое назначение, повтор у Л.Н.Толстого одновременно становится одним из самых ак­ тивных средств символообразования. Действие этого принципа на­ глядно обнаружилось на примере функционирования житийных слов- лейтмотивов, составивших основу внутреннего, символического сюже­ та. Но не только. Рассмотрим пятую главу*, которая является композиционным * Деление на главы, не выдержанное в рукописях Л.Н.Толстого, осуществлено при подготовке первой публикации повести. См.: Посмертные художественные произведения Л.Н.Толстого / Под ред. В.Черткова. « ., 1912. Т .2. С. 3-51. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=