ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
в повести выполняющие особо важную функцию слова, которые к тому же создавали бы еще ижитийный фон. Такие повторяющиеся слова,- будучи соотнесенными с широким контекстом, как правило,наполняют ся многоплановым символическим смыслом. Ключевым понятием житий ной литературы Б.Л.Берман называет "умиление", которое наряду с семантическим комплексом "ужасаться-дивиться-трепетат,p-поражать ся" составляет "две стороны одного и того же образа чувствования, два основания художественной постройки, противоположные, но оба поддерживающие ее. Отклик, который вызывает чудо и подвиг, может быть не только умилением, но и трепетом, страхом, даже ужасом там, где преданность богу переходит предел естества"^. Частотность упо требления таких житийных слов-лейтмотивов в повести "Отец Сергий" чрезвычайно велика. Вот несколько примеров: "Он был особенно влюблен в этот день и не испытывал ни ма лейшей чувственности к невесте, напротив, с умилением смотрел на нее, как на нечто недосягаемое"^, "Он и прежде испытывал великое утешение и подъем духовный, когда причащался; теперь же, когда ему случалось служить самому, совершение проскомидии приводило его в восторженное, умиленное состояние. Но потом чувство это все более и более притуплялось" (1 3 ). ■ " . . . самое обыкновенное его состояние было: усталость и уми ление перед собой за эту усталость" (3 0 ). "Он встал, подошел к перильцам, около которых они толпились, и стал благословлять их и отвечать на их вопросы голосом, слабо стью звука которого он сам умилялся" (3 1 ). Бесспорно, понятие "умиление" составляет один из лейтмотивов повести, являясь существенной частью внутреннего мира героя. Но в отличие от житийной литературы, где о помощью этого понятия созда ется образ святости, в повести Л.Н.Толстого, как видим, оно не изменно сопровождается отрицательными коннотациями, будучи направ лено не к богу, а на самого героя, отражая его эгоистическую сущ ность, то есть выполняя функцию развенчания. Вще более выразителен в повести мотив "ужаса/удивления", ко торый возникает буквально с первых же строк: "В Петербурге в сороковых годах случилось удивившее всех со бытие" (5 ). Возникновение мотива в первой же фразе повести позволяет рассматривать его с точки зрения принципа 'Ьильной позиции текста", 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=