ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

"народная литература" служила Толстому с самого начала 70-х го­ дов "поэтическим регулятором" его собственной художественной дея­ тельности"1. по справедливому замечанию В.в!.Гусева, Л.Н.Толстой преувеличивал влияние религиозной идеологии на эстетическое со­ держание фольклора и "то толкование, которое он д а л ... народной поэзии, для нас неприемлемо"^, хем не менее нельзя не считаться с тем фактом, что начиная с 70-х годов фольклорные и агиографичес­ кие мотивы отразились в его поэтике как равноправные начала. Хорошо известно, что идейным и сюжетным источником повести "Отец Сергий" послужило житие Иакова Пустынника. Но если житийный герой 'был внесоциален, то отец Сергий оказался погружен в социаль­ ную и конкретно-историческую среду. "Бог" и "дьявол" проявились не на сакральных уровнях, как в житиях, а стали как бы атрибутами внутреннего мира героя, разрываемого между двумя правдами; соответ­ ственно и "поэтика видения" (термин Б.И.Бермана) уступила место реалистической поэтике. Ценностные координаты в житейской литера­ туре и повести Л.Н.Толстого не совпадают, более того - они проти­ востоят друг другу. Жесткие агиографические формулы, делающие жития искусством условным и абстрагирующим, опирались в значительной части на не­ изменную в своей основе и восходящую к библейским текстам симво­ лику. Д.С.Лихачев писал, что "сложение житийных схем происходит под влиянием представлений о символическом значении всех событий человеческой жизни: житие святого всегда имеет двойной смысл - само по себе и как моральный образец для остальных людей. Агмо- графы избегают индивидуального, ищут общего, а общее является им в бимволическом. "Общие места" в изображении детства святого, его воспитания, борьбы с бесами в пустыне, смерти и посмертных чудес - , прежде всего проникнуты символизмом"*. Представляется важной мысль исследователя о том, что средневековый символизм часто под­ менял метафору символом: "То, что мы принимаем'за метафору, во многих случаях оказывается скрытым символом, рожденным поисками тайных соответствий мира материального и "Духовного"'1*. Рассматривая повесть "Отец Сергий" как поле взаимодействия разнообразных символических рядов, мы учитываем тот факт, что, создавая свою систему художественных символов, Л.II.Толстой следо­ вал оредневековой литературной традиции и одновременно разрушал ее. Поскольку решающую роль в символообразующих процессах часто играют словесные повторы (или лейтмотивы), попробуем обнаружить 78

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=