ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

поучения кого-либо из героев. Она познается человеком. Этапы еа постижения исследованы в рассказе и составляют его главный ин­ терес. От декларативного провозглашения правды должного Толстой- художник приближается к психологическому анализу осмысления ее человеком. Библейские истины, определяя идейный строй рассказа, как бы уходят в глубь повествования, л котором значительную роль начинает играть фольклорное начало. Рассмотренные рассказы рас­ положены в хронологическом порядке, поэтому возможно говорить об определенной эволюции представлений Толстого, о движении к по­ стижению идеальной нормы жизни в сторону психологической разра­ ботки проблемы. "Надежду спасения" - восстановление разрушенного в совре­ менности идеала мира - Толстой связывает о человеческой лично­ стью. Он убежден, что "в человеке есть частица... божественного начале, которую он может уменьшить или увеличить в с е б е ..." (35, 190). Отодвигая идеальную модель мироустройства в прошлое или вы­ нося ее в вечный вневременный план, писатель в настоящем стремит­ ся сконструировать мир должный в душах людей. Подобно древнерус­ ским авторам, он сосредоточивает внимание на так называемом "внутреннем человеке". Его интересует состояние его души, но ха­ рактер героев в народных рассказах, как правило, однопланов.При­ менительно к рассматриваемым произведениям справедливее, вероят­ но, говорить о типах, чем об индивидуальностях. В художественной системе Толстого они подразделяются на героев, живущих сообразно с нормами "божеской" жизни или способных подняться до нее, и ге­ роев (их в рассказах гораздо меньше), которые, не имея нравствен­ ных устоев, не могут сопротивляться силам зла. Бессознательно, с мыслью, что "дороже души ничего нет" (25, 84), живет в мире Елисей Бодров ("Два старика").' Эта толстовская интерпретация образе "житийного" человека. Ээдумав путешествия по святым местам, Елисей заканчивает его в бедняцком дома на чужой стороне. Он следует велению сердца и помогает людям, попавшим в беду, с мыслью: " . . . Пойдешь за морем Христа искать, а в самом себе потернешь.. ( 2 5 , 90). Это его святая земля, на которой он заплатил вечный для человека "оброк любовью и добрыми делами". Стиль повествовании о Елисее Бодрове овеян истинной поэзией. В крестьянской хате, как и в подвале сапожника, вновь происходит великое чудо преображения человека любовью. Спутник Елисея - Ефим дошел до святых мест, но и там думы эго не стали легкими. Его пребывание в святых землях описывается в бытовом ключе. Для 74

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=