ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
подвального окна узнавал по сапогам, сыеняеа> библейский слог. Мир сапожника одноцветен и скучен. После смерти жены и сына он начал роптать на бога, перестал ходить в церковь - все чаще стал задумываться о душе, о том, зачем жить. Идеал "божьей" жизни са пожнику открывается в библеиских истинах. Происходит чудо узна вания мира, которое равнозначно для Мартына узнаванию, человека. Быт в темной каморке с одним окном сменяет бытие, освященное лю бовью к ближнему. Слезы понимания, которые катятся по лицу Степа- нуча, согретого Мартыном, благодарность солдатки с полузамерзшим ребенком, доброта, пробужденная в старухе, - все это любовь, ко торая в представлении Толстого есть высшее в человеке, - бог. В зтсм. рассказе идеальное органично вырастает из реального, но осве щенного человеческой любовью. Идеал мира открывается уже не анге лу, а простому сапожнику Мартыну в его повседневной жизни. В рассказе "Крестник" (1886) герой отправляется в мир зло изводить и грехи выкупать. Уже человек, а не ангел должен по знать, "чем люди живы". Внимание Толстого сосредоточено на иссле довании психологических стадий открытия истины. Очевидна связь этого рассказа, ориентированного на условный жанр легенды, с по зднейшей повестью "Отец Сергий". Заняв место умершего старца, крестник "кормится богомольством", но наступает день, когда'он "оглянулся" на свою жизнь и понял: "Не т а к ... я живу, как мне старец вел е л ... Не так жить надо. Запутался я славою людскою" (25, 158). Сознание этого заставляет его покинуть келью и скрыть ся от людей. В одиночестве герой побеждает разбойника - страх смерти, зло. Эта победа одержана силой добра, любовью и жалостью к людям. Идея открытия и утверждения норм должного в сердце ге роя, идеального л душе человека обусловлена религиозной тенден цией произведения. Вместе с тем существенная роль в рассказе при надлежит традиции, идущей от фольклора, которая организует пове ствование. Образ мира должного, оставаясь неизменным по сути, претер певает некоторые модификации, В основном они касаются п у т и к постижению идеальной нормы. В первом из рассмотренных расска зов она открывается ангелу как сущность жизни простых людей, во втором - сапожник Мартын "узнает" л людях бога и утверждается в необходимости сострадания и любви к ним под влиянием Священного писания. В рассказе "Упустишь огонь - не похушииь" истину знает старик - отец Ивана, который учит ей сына. В легенде "Крестник" истина не представлена я готовом виде, квк цитаты ив Библии или 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=