ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

ся км писатель не мог. Предчувствие грядущих социальных перемен требовало поиска перспективы. Толстой вынес его в условные :фор- ма сказаний, легенд, притч. Образ положительного обращен в об­ ласть вечных истин. Он противостоит утверждающемуся буржуазному миропорядку. Но Толстой верит в возможность преодоления траги­ ческого разрыва сущего и должного в современной жизни. Этой уто­ пической верой в крестьянский феодальный социализм проникнуты народные рассказы, цель которых не отразить действительность, а представить идеал должного мира, жизни "по-божьи", научить этой жизни. Эти задачи определяли философско-этическую проблематику на­ родных рассказов. Их объединяет внимание к мировоззренческим вопросам бытйя. Перед героями, как и в "Исповеди", встают первые детские вопросы жизни: "Чем люди живы?" (25, 7 ), "А для чего жить-то?" (25, 36), "Как же в мире зло изводить?" (25, 153). Вер­ ный своей концепции жизнепонимания, Толстой сталкивает в расска­ зах существующий мир и мир должный. Пребывание в современном ми­ ре, кек правило, - это изначальное состояние героя. По мере раз­ вития сюжета он приближается к идеальной земной жизни, или, как например, в рассказе "Как чертенок краюшку выкупал", уходит от нее, не сопротивляясь дьявольской силе соблазна (25, 144). Писа­ тель акцентирует внимание на модели мира в отличие от публици­ стического трактата, где реалистическое повествование организо­ вывала тема мира существующего. Противостояние миров; движение от мира существующего к миру должному направляет развитие сюжета в каждом из рассказов. Утверждение идеальной ^ормы обусловливает проповеднический пафос произведений. Истину в рассказах Толстого знают старики и дети. В настоя­ щем живет сознание "разрушенности" жизни. Уберечь душу парода, его мир от развращающегося влияния города (это одна из проблем трактата) - важнейшая 'задача, которую писатель стремится разре­ шить а цикле рассказов. Путь опасения он связывает с работой че­ ловеческой души. В эпиграфе, предваряющем трактат "Так что же нам делать?", по сути уже содержится ответ на этот вопрос и.одно­ временно программа народных рассказов. Евангельская заповедь " . . . У кого есть две одежды, тот отдай неимущему; и у кого есть пища, делай то же" (Луки Ш,10,11) орга­ низует завязку рассказа-легенды "Чем люди живы?". Б соответствии с ней поступает сапожник Семен, у которого ни дома своего, ни земли не оыло. Он отдает свои последний кафтан человеку у часов- 71

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=