ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
ся км писатель не мог. Предчувствие грядущих социальных перемен требовало поиска перспективы. Толстой вынес его в условные :фор- ма сказаний, легенд, притч. Образ положительного обращен в об ласть вечных истин. Он противостоит утверждающемуся буржуазному миропорядку. Но Толстой верит в возможность преодоления траги ческого разрыва сущего и должного в современной жизни. Этой уто пической верой в крестьянский феодальный социализм проникнуты народные рассказы, цель которых не отразить действительность, а представить идеал должного мира, жизни "по-божьи", научить этой жизни. Эти задачи определяли философско-этическую проблематику на родных рассказов. Их объединяет внимание к мировоззренческим вопросам бытйя. Перед героями, как и в "Исповеди", встают первые детские вопросы жизни: "Чем люди живы?" (25, 7 ), "А для чего жить-то?" (25, 36), "Как же в мире зло изводить?" (25, 153). Вер ный своей концепции жизнепонимания, Толстой сталкивает в расска зах существующий мир и мир должный. Пребывание в современном ми ре, кек правило, - это изначальное состояние героя. По мере раз вития сюжета он приближается к идеальной земной жизни, или, как например, в рассказе "Как чертенок краюшку выкупал", уходит от нее, не сопротивляясь дьявольской силе соблазна (25, 144). Писа тель акцентирует внимание на модели мира в отличие от публици стического трактата, где реалистическое повествование организо вывала тема мира существующего. Противостояние миров; движение от мира существующего к миру должному направляет развитие сюжета в каждом из рассказов. Утверждение идеальной ^ормы обусловливает проповеднический пафос произведений. Истину в рассказах Толстого знают старики и дети. В настоя щем живет сознание "разрушенности" жизни. Уберечь душу парода, его мир от развращающегося влияния города (это одна из проблем трактата) - важнейшая 'задача, которую писатель стремится разре шить а цикле рассказов. Путь опасения он связывает с работой че ловеческой души. В эпиграфе, предваряющем трактат "Так что же нам делать?", по сути уже содержится ответ на этот вопрос и.одно временно программа народных рассказов. Евангельская заповедь " . . . У кого есть две одежды, тот отдай неимущему; и у кого есть пища, делай то же" (Луки Ш,10,11) орга низует завязку рассказа-легенды "Чем люди живы?". Б соответствии с ней поступает сапожник Семен, у которого ни дома своего, ни земли не оыло. Он отдает свои последний кафтан человеку у часов- 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=