ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

Одинаково, по-моему, дурно и вредно писать безнравственные ве­ щи, как и писать поучительные сочинения холодно и не веря в то, чему учишь, не имея страстного желания передать людям то, что тебе дает благо" (64, 40). "Страстное желание" научить мир добру определяет пафос народных рассказов. Ото не столько повествова­ ния о народе, сколько сказания "из народа". йце Гоголь мечтал разгадать тайну русского характера. Тур­ генев увидел его нравственную силу и талантливость, но это был взгляд наблюдателя со стороны. Лиро-эпическое повествование Не­ красова "кому на Руси жить хорошо?" организует фольклорный мотив дороги и поиска счастья. Это уже повествование "из народа". Му-- «ики-отранники Некрасова остаются в поиске идеального мира, а крестьянка Дарье ("Мороз, Красный ноо") образ прекрасной земной жизни привидится лишь в предсмертном сне. В "весенней сказке" Островского "Снегурочка" возникает социальная утопия "царства берендеев" с аллегорической победой весны над холодом, солнца - над тьмой. Достоевский в конце ?0~х годов ставит задачу в романе "Идиот" (1878) представить образ "положительного прекрасного че­ ловека", воплощающего идеал Христа на земле. Толстой в начале 80-х годов расширяет эту задачу до образа идеального мира. Он решает ее в народных рассказах. Высокий строй повествования народных рассказов Толстого призван представить идеал "божьей жизни" на земле и научить ей. По словам одного из исследователей, рассказы подобны высоким жанрам классицизма, в которых преобладает "абстрагирование от конкретного-единичного, индивидуальном, частного", построение "по рационалистическим нормам "должного"...9. Толстой ориентиро­ вался на идеальное земное бытие человека, которое ему виделось в патриархальном крестьянстве, на мир должный, понимаемый с этих позиции. Вадача, которую поставил перед собой художшш-реалист, мог­ ла быть решена только в условных жанрах, содержащих идеальную правду народного предания. Это не было отречение от принципе Прав­ ды, провозглашенного л "Севастопольских рассказах". Народные рас­ сказы необходимо рассматривать на уровне организации системы жан­ ров в творчестве Толстого 80-х годов. Создание их шло параллельно с работой над трактатом о совре­ менной жизни "Так что же нам делать?". В нем дан анализ трагедии мира существующего, его страстная критика и обличение. Остано­ виться на показе негативных сторон действительности, ограничить­ 70

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=