ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

Толстой опровергал подобный однозначный подход. Он писал в 1884 году В.Г.Черткову: "Я увлекаюсь вса больше и больше мыслью из­ дания книг для образования русских людей. Я избегаю слова "для народа", потому что сущность мысли в том, чтобы не было деления народа и не народа" (85, 27). Перед Толстым в первой половине 80-х годов стояла задача не столько просвещения народа, сколько осмысления его философии жизни, его миропонимания. Важна была не только ориентация на уро­ вень сознания патриархального крестьянства, но и освоение его и д е о л о г и и, которая была равнозначна для писателя религи­ озной этике. Таким образом, народное понимание смысле жизни, его мудрость и опыт определяли содержательный план рассказов Толсто­ го. Закономерно, что художник обратился к формам, выработанным в "исторической дали человечества" (23, 37), в первую очередь -к преданию. Условные жанры притчи, легенды, сказания не только по­ нятны народу, но и "выпелись" из его сердца. Они концентрировали его философию жизни, его идеалы и нравственные понятия, вырабо­ танные в веках. Малый жанр был логически неизбежен для Толстого- романиста. Для него это был качественно новый этап в постижении проблемы мира и человека. Помимо причин идеологического порядка народные рассказы от­ вечали выдвинутой Толстым эстетической программе "возрождения" искусства в народности. Об открытии мира поэзии рассказано в "Ис­ поведи": "Слушал я разговор безграмотного ыужика-странника о бо­ ге, о вере, о жизни, о опасении, и знание веры открывалось ^мне. Сближался я с народом, слушая его суждения о жизни, о вере, и я все больше и больше понимал истину. То же было со мной при чтени­ ях Четьи-Минеи и Прологов..." (23, 52). Две струи - устные народ­ ные сказания, легенды и-средневековая литература определяют строк повествования в народных рассказах Толстого. Видеть в них лишь доступную форму изложения т о л с т о в с к о й "веры" - значит лишать ху­ дожественно-эстетическую систему писателя необходимом составной части. Работа над циклом была для писателя не случайном занятием, а важнейшим художественным делом. Открывшуюся истину - знание смысла жизни - необходимо было передать человечеству не деклара­ тивно, а самоотверженно, чтобы приняли и поверили в нее. В одном из писем Толстой высказывал свои мысли о труде писателя: "Одно только опасно: писать только вследствие рассуждения, а но такого чувства, которое охватывало бы все существо человека . . . 69

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=