ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

своей новой "веры" как исторически сложившейся и устойчивой ф о р м о й н а р о д н о г о с о з н а н и я " (выделено на­ ми. - П .Б .)6 . по ее мнению, в народных рассказах отражается осо­ бый характер эстетического идеала писателя. Многие исследователи отмечали влияние фольклорной традиции на жанровую структуру рассказов. Включая народные рассказы л кон­ текст "народной литературы", как ее понимал Толстой, Э.С.Афана­ сьев приходит к выводу, что они - особый этап идейно-художествен­ ного развития писателя. Он связывает о ними формирование нового нравственно-эстетического идеала Толстого, соотнесенного с созна­ нием патриархального крестьянства, однако считает, что жанр прит­ чи не может быть применен к народным рассказам6 , и* жанровое свое­ образие определяет народная легенда, "как фольклорный жанр, отра­ жающий религиоаное сознание простого народа в его нравственном а с п е к т е ..."7. Представляется, что одна из причин столь разноречивого жанро­ вого прочтения народных рассказов® заключается в том, что, как правило, эти произведения рассматриваются преимущественно с фор­ мальной стороны, изолированно друг от друга. Они изымаются из ху­ дожественно-эстетической системы писателя, хотя являются для Тол­ стого необходимой и принципиально важной составной частью творче­ ства. Один иа возможных путей разрешения проблемы - рассмотрение народных рассказов в жанровом контексте творчества писателя 80-х годов с учетом развития в цикле важнейшей толстовской идеи - дви­ жения к идеальному миру. Цикл народных рассказов открывает легенда "Чем люди живы?" (1881) - программное для 80-х годов произведение Толстого. Далее последовала творческая пауза до 1885-1886 годов - времени наибо­ лее интенсивной работы над рассказами: Позади осталась пора "не­ забвенного" восторга открытия истины (24, 7 ). Вое эти годы Тол­ стой работал над социологическим трактатом "Так что жа нам де­ л а т ь ?". Одновременно его внимание привлекали религиозно-философ­ ские труды "Исследование догматического богословия",. "В чем моя вера?", "Соединение и перевод четырех евангелий". Толстовзды по-разному объясняют причины, побудившие писателя обратиться к жанру народных рассказов. Несомненно, эти произведе­ ния, предназначавшиеся в основном для книгоиздательства "Посред­ ник", созденного В.Г.Чертковым в 1834 году, кнели определенную социельиув направленность и социального адресата. Между тем сам 68

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=