ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

И.О. БУРДИНА Ярославский пединститут НАРОДНЫЕ РАССКАЗЫ В КАНРОВОЙ СИСТЕМЕ Л.Н.ТОЛСТОГО 80-х ГОДОВ В творческой практике Л.Н.Толстого 80-х годов отчетливо про­ являются две тенденции. Изобразить существующий мир, в котором царствует "идеал кошелька с неразменным рублем"*, обличить его воз­ можно было только опираясь на факт, документ, ибо "совершенная правда" жизни 80-х годов была ярче и убедительнее любого вымысла. Эпоха потребовала от Толстого, искреннего и честного художника, прямбго обращения к людям, публицистического выступления. Но по­ знать "переворотившийся" мир было недостаточно, необходимо было понять то новое, что "укладывалось", представить его позитивную программу. Толстой нравственную истину увидел в крестьянской точ­ ке зрения на мир. Идеал трудового народа с его смирением, самоот­ верженностью, долготерпением и всепрощением становится для писате­ ля программой мира должного, которую он излагает в цикле дидакти­ ческих народных рассказов. Исследователи творчества Толстого в оценке народных рассказов не пришли к единому мнению. Один из наиболее спорных вопросов - определение жанрового своеобразия этих произведений. Всеми, как бесспорный, признается факт влияния на них традиций древнерусской литературы и фольклора. Наиболее распространено представление о том, что "народные рассказы не находятся на столбовой дороге твор­ ческой жизни Толстого", а являются откликом нЗ просветительную деятельность книгоиздательства "Посредник"2. Оно поддерживается рядом ученых, которые видят в них "белдетризованные изложения... веры писателя"^, "проповеди, облеченные в форму рассказов"**. Эти исследователи подчеркивают отрыв народных рассказов от действи­ тельности, их сосредоточенность на религиозно-нравственнсц пробле­ матике, иллюстративный характер, в конечном счете - внеэстетичос- кую функцию произведений. Особую позицию занимает Е.Н.Купреяновэ. Спираясь в определе­ нии жанра народных рассказов на программное высказывание Толстого в предисловии к сборнику "Цветник" о том, что надо описывать не то, что было, а показывать то, "что должно быть" (26, ГОЙ), после - доллелышца относит их к жанру притчи, утверждая, что использо­ вание традиций "народной литературы" для писателя было сосбенио важно, поскольку он дорожил "шлафорически-религиозач.ч облачением 67

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=