ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

н о е т и, с г у щ е н н о с т и п о в е с т в о в а н и я , сосредоточенности его средств на единой дели. Поэтому к сказкам, легендам и притчам - старинным "наивным" формам словесного твор­ чества Толстой охотно обращается для обновления обветшалых мето­ дов современного ему искусства (в этом стремлении к реформам реа­ лизма он не был одинок, к этому же тогда стремились и Щедрин, и Гл.Успенский, и Чех! в, и Короленко, и Горький). Произведения толстого сохраняют всюду единство стиля, пере­ кликаясь идейно-тематически и структурно-характерологически. Раз­ ножанровая дифференциация как бы уравновешивается тяготением к общей повествовательно-структурной организации и единым принципам раскрытия характера. Толстой ищет за правдой частностей правду целого, а последним актом анализа для него является синтез. Рус­ ский писатель длинными фразами, сложными периодами пытается скре­ пить мельчайшие частицы, на которые у него разбит мир. И все это - с целью преодоления однозначности взгляда на вещи. Наряду с ли­ нейной перспективой (которая генетически эволюционирует к посте­ пенному расширению) у Толстого появляется круговая панорама по­ вествования и многообразное единство стилевых приемов. Так, "не­ прямое изображение явлений жизни" (когда не автор и даже не по­ вествователь вздет основной рассказ о событиях и людях, а различ­ ные персонажи) - признак расширяющейся перспективы повествования . (Николай Ростов описывает смотр русских войск перед Аустерлицем; Пьер Безухов попадает в разные обстоятельства, но прт; этом автор порой как бы скрывается, доверяя свое повествование то Наташе Ростовой, то Каратаеву и другим). С Эффектом «-объективизации по­ вествования у Толстого, когда эпизоды окрашены в тона того Эмоци­ онального познания, которое свойственно действующему лицу в тот или иной период времени, тесно соприкасается многофокусное, сте­ реоскопическое изображение явлении жизни. Так, Бородинское сраже­ ние описано с точки зрения Пьера Ьезухова (взгляд изнутри), с "по­ зиции" Кутузова и Наполеона (военно-стратегический аспект). Кроме того, есть взгляды" Вольцогена в его докладе Кутузову, Андрея Болконского, Бенигсена. И, наконец, сам Толстой развивает и рвею точку зрения на это историческое событие"10, такое слияние объек­ тивного и субъективного раскрывает многомерность бытия и способ­ ствует реалистическому отображению жизни... Говорят., стиль - это человек. Мы скажем: стиль - эхо отноше­ ние человека к миру, и в этом смысле - определенная в стиле и стилем выраженная и закрепленная позиция писателя в мире и, ссох- 65

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=