ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

зывает тяготение героя к добру и злу, меру его человечности, душевной широты или узости (отзывчивая Наташа - и жестокий, ог­ раниченный Николаи Ростов; семья Ростових - семья г.урагиных). В нашем и зарубежном толстоведении уже обмечена одна доми- нантная особенность характерологии, стиля и повествования прозы Толстого - е с т е с т в е н н о е , т ь поведения человека и рассказа об этом поведении. Эта доминанта сама выступает и в ка­ честве оценочного признаке. Но, обладая максимальными связями с другими идеями (социальными, нравственными, религиозными), она оказывает влияние на них и определяет характерность Оценочных признаков. Так, красота в произведениях долстого только с при­ знаком естественности имеет возвышающее значение. Индивидуальное, стабильное в творчестве писателя может про­ тиворечить конкретному, "историческому". Все зависит от того,что в данном случае интересует нас - изменения или основа, которая сохраняется надолго. Классический пример - "перелом" в мировоз­ зрении Толстого в начале ЬО-х годов: при безусловном обновлении и даже изменении некоторых сторон поэтики, стиля и языка после "перелома", мы тем не менее на первой же фразе "Воскресения" (1900) сразу узнаем Толстого - автора не только поздних, но и са­ мых ранних произведении. Особая роль идеи естественности в творчестве Толстого при­ знается почти всеми. Поэтому новизна - не в самом признании ее значения; принципиально ново выдвижение естественности в качест­ ве основы единства и системности художественного мира Толстого. Стиль - способ выражения образного освоения жизни, способ убеждать и увлекать читателей. йдпнетво стиля имеет не тольйо ге­ нетический, но и функциональный характер. В стиле особенно рель­ ефно выступает функциональная определенность художественных явле­ ний. Голсуорси отмечал:’ "Стиль - это способность устранять барь­ еры между собою и читателем, а высшее достижение стиля - в тес­ ном общении с ним". В этом смысле в повествовательном строе про-, зы Толстого наиболее характерным является сцепленность, неразрыв­ ность внешнего и внутреннего Сытин, многообразная сложность в з а ­ имно пересекающихся психологических линии, непрерывная актуаль­ ность заданных персонажу психических элементов, одним словом, та "диалектика души", которая образует собою непрерывный поток бегу­ щих столкновений, противоречий. Толстой видит и хочет видеть че­ ловека яе в его отдельных функциях, не в его единичном значении, а в его нндивидузлыю-систомэтичеекем существе, когда сквозь раз- 63

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=