ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
зывает тяготение героя к добру и злу, меру его человечности, душевной широты или узости (отзывчивая Наташа - и жестокий, ог раниченный Николаи Ростов; семья Ростових - семья г.урагиных). В нашем и зарубежном толстоведении уже обмечена одна доми- нантная особенность характерологии, стиля и повествования прозы Толстого - е с т е с т в е н н о е , т ь поведения человека и рассказа об этом поведении. Эта доминанта сама выступает и в ка честве оценочного признаке. Но, обладая максимальными связями с другими идеями (социальными, нравственными, религиозными), она оказывает влияние на них и определяет характерность Оценочных признаков. Так, красота в произведениях долстого только с при знаком естественности имеет возвышающее значение. Индивидуальное, стабильное в творчестве писателя может про тиворечить конкретному, "историческому". Все зависит от того,что в данном случае интересует нас - изменения или основа, которая сохраняется надолго. Классический пример - "перелом" в мировоз зрении Толстого в начале ЬО-х годов: при безусловном обновлении и даже изменении некоторых сторон поэтики, стиля и языка после "перелома", мы тем не менее на первой же фразе "Воскресения" (1900) сразу узнаем Толстого - автора не только поздних, но и са мых ранних произведении. Особая роль идеи естественности в творчестве Толстого при знается почти всеми. Поэтому новизна - не в самом признании ее значения; принципиально ново выдвижение естественности в качест ве основы единства и системности художественного мира Толстого. Стиль - способ выражения образного освоения жизни, способ убеждать и увлекать читателей. йдпнетво стиля имеет не тольйо ге нетический, но и функциональный характер. В стиле особенно рель ефно выступает функциональная определенность художественных явле ний. Голсуорси отмечал:’ "Стиль - это способность устранять барь еры между собою и читателем, а высшее достижение стиля - в тес ном общении с ним". В этом смысле в повествовательном строе про-, зы Толстого наиболее характерным является сцепленность, неразрыв ность внешнего и внутреннего Сытин, многообразная сложность в з а имно пересекающихся психологических линии, непрерывная актуаль ность заданных персонажу психических элементов, одним словом, та "диалектика души", которая образует собою непрерывный поток бегу щих столкновений, противоречий. Толстой видит и хочет видеть че ловека яе в его отдельных функциях, не в его единичном значении, а в его нндивидузлыю-систомэтичеекем существе, когда сквозь раз- 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=