ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
Когда Толстой однажды заметил в дневнике, что повести "го лы к а к - то ... манерой изложения", он выразил не только свое лич ное мнение. Утраты пушкинской словесной емкости или лермонтов ской волевой напряженности слова во второй половине XIX века восполняются документальностью повествования (очерковая литера тура 60-70-х годов), сказовыми формами (творчество Н.С.Лескова), интеллектуальной нагрузкой повествования (Герцен, Салтыков-Щед рин, Достоевский. Г.Успенский), В этой переходной литературной ситуации и возникает особая стилистическая позиция Толстого. "От данности мира к аргументации этой данности, от "описания" к "объяснению", от Оытийности и событийности мира к осознанию - такова внутренняя дистанция от Пушкина до Толстого, такова сти левая амплитуда этой эволюции"^, щ если например, Гончарова,Ост ровского мы поименуем "художниками", отражающими жизнь в формах самой жизни, то во воем строе повествования Герцена - "писателя мысли" - существенными становятся интеллектуальное осмысление и оценочный момент. В то время как Гоголь л необычном искал обыкновенное и де лал е го■предметом художественного изображения, Достоевский в по вседневности находил чрезвычайные события и факты, Толстой осо бое значение придавал о р г а н и ч е с к о м у , стихийному развитию жизни, росту и укреплению ее нравственности. Этому, с точки зрения Толстого, противостояли ложные, искусственные формы человеческого существования, социальная несправедливость, обще ственное и духовное подавление народа. В мощном эпическом твор честве Толстого его внимание привлекала к себе прежде всего мно гообразные связи духовного "Я" и действительности. Писатель под вергал художественному анализу и синтезу окружающий мир. История сочетается у него с внутренней жизнью людей, причем мерилом зна чительных общественных явлений им принято ч е л о в е ч е с к о е начало в обстоятельствах и характерах. Взаимопроникновение "внешнего" и "внутреннего" в толстовском повествовании неодно значно, но вместе с тем - постоянно. Внутренний монолог в произведениях молодого Толстого, отме ченный Чернышевским, позже становится одним из заметных способов эпико-психологичоокого повествования (поток- сознания в "Хозяине и работнике", течение размышлений, переживаний, настроений в "Смерти Ивана Ильича"; оценки героем самого себя, своих оценок 1 "После бала", оценки окружающих людей в "фальшивом купоне"). Повествовательное сопоставление персонажей у Толстого пока 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=