ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

Когда Толстой однажды заметил в дневнике, что повести "го­ лы к а к - то ... манерой изложения", он выразил не только свое лич­ ное мнение. Утраты пушкинской словесной емкости или лермонтов­ ской волевой напряженности слова во второй половине XIX века восполняются документальностью повествования (очерковая литера­ тура 60-70-х годов), сказовыми формами (творчество Н.С.Лескова), интеллектуальной нагрузкой повествования (Герцен, Салтыков-Щед­ рин, Достоевский. Г.Успенский), В этой переходной литературной ситуации и возникает особая стилистическая позиция Толстого. "От данности мира к аргументации этой данности, от "описания" к "объяснению", от Оытийности и событийности мира к осознанию - такова внутренняя дистанция от Пушкина до Толстого, такова сти­ левая амплитуда этой эволюции"^, щ если например, Гончарова,Ост­ ровского мы поименуем "художниками", отражающими жизнь в формах самой жизни, то во воем строе повествования Герцена - "писателя мысли" - существенными становятся интеллектуальное осмысление и оценочный момент. В то время как Гоголь л необычном искал обыкновенное и де­ лал е го■предметом художественного изображения, Достоевский в по­ вседневности находил чрезвычайные события и факты, Толстой осо­ бое значение придавал о р г а н и ч е с к о м у , стихийному развитию жизни, росту и укреплению ее нравственности. Этому, с точки зрения Толстого, противостояли ложные, искусственные формы человеческого существования, социальная несправедливость, обще­ ственное и духовное подавление народа. В мощном эпическом твор­ честве Толстого его внимание привлекала к себе прежде всего мно­ гообразные связи духовного "Я" и действительности. Писатель под­ вергал художественному анализу и синтезу окружающий мир. История сочетается у него с внутренней жизнью людей, причем мерилом зна­ чительных общественных явлений им принято ч е л о в е ч е с ­ к о е начало в обстоятельствах и характерах. Взаимопроникновение "внешнего" и "внутреннего" в толстовском повествовании неодно­ значно, но вместе с тем - постоянно. Внутренний монолог в произведениях молодого Толстого, отме­ ченный Чернышевским, позже становится одним из заметных способов эпико-психологичоокого повествования (поток- сознания в "Хозяине и работнике", течение размышлений, переживаний, настроений в "Смерти Ивана Ильича"; оценки героем самого себя, своих оценок 1 "После бала", оценки окружающих людей в "фальшивом купоне"). Повествовательное сопоставление персонажей у Толстого пока­ 62

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=