ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

р а з м ы ш л е н и я а в т о р а и л и е г о г е р о ­ е в о действительности, о ее привлекательных и отталкивающих сторонах; рационалистическая стилевая манера Толстого приобрета­ ет у Чехова характер лирический и публицистический, именно под влиянием трансформации авторского начала подвергается определен­ ным превращениям и повествовательно-стилевой поток художествен­ ной речи. Стиль замыкает на себе определенный тип отношений между ху­ дожественным словом и реальной действительностью. Отношения эти иэменчивы. От них зависит художественная неповторимость автора. Чехов же говорил: "Оригинальность автора сидит не только в стиле, но и в способе мышления, в убеждениях и п р о ч ..."7. д это уже рас­ ширяет функции эпического слова и простирает их вширь и вглубь повествования, осуществляя конкретную связь с м ы с л а , д е й ­ с т в и я и о б р а з а . Вот свидетельство крупного мастера прозы В.П .Катаева: "Читатель любит, чтобы его захватило повест­ вование, а надо, чтобы он еще и увидел происходящее в книге. Это очень важный момент. Голая повествовательность не учит, к сожале­ нию, любить слово, отвлекает от него. А ведь между еловой и смыс­ лом, между словом и действием проходит таинственная связь. Слово должно творить и действие, и образ. Потому-то так важно равнове­ сие между ними, равновесие и взаимодействие. Действие и изоора- ■ жение в полноценной прозе должны быть в единстве. В прозе Пушки­ на, Толстого, Бунина из действия возникает изображение, здесь мастерство самого высокого класса. Найдешь этот секрет, и проза становится легкой, окрыленной"8, * , Научная формулировка этого "секрете" имеет более сложный вид. Художественное слово, чтоо'ы передать реальные события, вы­ ражает внутренние связи художественного целого, выстраивает ха­ рактерологию о ее сюжетом, композицией и интонацией, создает спе­ цифическое художественное время и пространство, представляет субъекты слова (повествователей). Наконец, в этой совокупности своих функций художественное слово выражает авторскую позицию. Точка пересечения всех этих связей находится в стиле произ­ ведения. X X X 61

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=