ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

Итак, только приняв авторскую позицию за исходную, можно понять, что лежит в оонове стилевого движения. Так, в современ­ ной советской литературе 60-?0-х годов исследователи обращают внимание на многообразие форм, в которых выражается соотношение автора и персонажей, автора и повествователя. Поэтому предлага­ ется различать внутри "художественной речи как специфические сферы употребления языка" явления, "характеризующие развитие са­ мой авторской "нормы" художественного повествования", и явления, "отражающие различные способы передачи "чужого с л о в а "\ Вообще говоря, безотносительно к какому-то периоду развития реализма, самовыражение автора и самовыражение персонажа не аль­ тернативны, ибо определяющим в повествовании является план субъ­ екта. Но в каких-то стилях авторское слово используется и как способ повествования, и как способ оценки (Толстой, Достоевокий), а в каких-то план персонажа влечет за собой господство "чужого" слова и.скрытые формы выражения авторской позиции (Чехов). В повествовательном аспекте стиль подлинного художника сло­ ва "полностью совпадает со зрелой мыслью" автора, с его "отноше­ нием к материалу"5. Изменение стиля писателя в рамках избранного им художественного метода происходит непосредственно под воздей­ ствием развития его-субъективных эстетических взглядов и одно­ временно - в зависимости от объективных требований, вытекающих из содержания каждого нового произведения. В результате совпаде­ ния или борьбы субъективных и объективных факторов возникают от­ дельные изменения формы произведения и ее стилевых особенностей, накопление которых ведет к существенный сдвигам во всем стиле пи­ сателя. Известно, например, что некоторое время Чехов испытывал в своей творческой практике писателя влияние Толстого - прежде всего в воссоздании целостной картины мира с помощью единства "случайного" и "неслучайного", "нарочитого" и "естественного" в стиле, с помощью единства проповеднической и "констатирующей" анергий в авторском начале и повествовании. Конечно, при атом исследователи устанавливают и сходство, и различие одного масте­ ра с другим6 . Так, "отвлеченные" слова медитаций - призывов геро­ ев в финалах повести "Дуэль" и рассказа "Крыжовник", указывая на очевидный "учительный" источник етого стилевого приема (проза Толстого), говорят и об ином. "Рассудительность" толстовской про­ зы была творчески 1 феобразована Чеховым: если у Толстого "отвле­ ченные" слова и слове - понятия создают з р и т е л ь н у ю п л а с т и ч н о с т ь изображаемого, то у Чехова они передают 60

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=