ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
ш Индивидуальное видение мира обнаруживает устойчивые и зако номерные особенности своего преломления в словесном материале литературы (то есть использование элементов, средств, приемов - оригинальных либо традиционных). Система оригинальных особенно стей, получившая выражение в художественных средствах, и состав ляет индивидуальный стиль писателя. Он включает многообразные моменты, выступая как система характерных для мастера приемов и средств, художественного языка, единство которой коренится в спе цифичности индивидуального художественного видения и осмысления мира,*а это зависит и от индивидуальных особенностей личности и таланта мастера, и от своеобразия жизненного и социально-этичес кого опыта, и от степени сфорыированности его идеологических по зиций, и, наконец, от характера самой исторической реальности. Как мы уже отметили, в стилевой организации художественных творений проявляется не только своеобразие формы, но и своеобра зие определенных сторон содержания, ибо "во всякой идее заклю чен и лучший способ ее выражения"*. В конце концов, стиль харак теризует не те или иные отдельные элементы формы и содержания, а особый характер их "сплава", осуществляемый в общем и целом в системе авторского начала. "Реализм - стиль, наиболее приближенный к пониманию дейст вительности, развивает в себе с особенной интенсивностью и инди видуальное авторское начало"^. цак составное начало /.'алистичес- кого художественного произведения, творчества писателя-реалиста в целом, стиль представляет сложное единство,*в котором прежде всего выделяется совокупность и н т о н а ц и о н н ы х с р е д с т в . "Темы, идеи, образы получают свое раскрытие лишь в определенной интонационной среде, в сфера того или иного э м о ц и о н а л ь н о ' г о о т н о ш е н и я к о б ъ е к т у творчества. Э м о ц и о н а л ь н ы й к о э ф ф и ц и е н т п о в е с т в о в а н и я , драматического действия, лирического высказывания проявляется прежде всего в о с н о в н о м т о - н е, который свойствен литературному произведению как целостному единству". Интонация в широком смысле - "это не просто эмоцио нальная окраска повествования или драматического действия, это нечто большее. Так как интонация срастается с образным раскрыти ем объекта творчества, в ней выявляются черты того особенного,, своеобразного, что несет с собою и н д и в и д у а л ь н о е в и д е н и е жизии"^. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=