ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
Для Толстого в его художества иной практике решающее значе ние имел личный опыт, границ не имеющий и обретающий под пером художника всечеловеческое значение. В системе философских кате горий толстовское понимание "субъективного" и "объективного" замыкается на решающем значении субъективного элемента. Как аста тическая основа нового принципа реализма, этот взгляд обеспечил Толстому широту и емкость художественных обобщений. Вели для Достоевского осмысление объективно-субъективной природы художе ственного творчества связывалось с правом художника на резкую неповторимость взгляда, го у Толстого сквозной проблемой в этом аспекте станет вопрос о понимании писателя читателем, о художе ственном восприятии как ключевом моменте теории искусства. И ес ли попытка Толстого выстроить здание "разумной" религиозной эти ки потерпела крах, то его кредо "заразительности" искусства на собственной практике дало несравненные художественные результаты. Достоянная'внутренняя обращенность к "воображаемому читате лю" (слова Л.й.Толстого к В.П.Боткину) способствовала закрепле нию за толстовской прозой, за толстовским повествованием того неповторимого типологического признака, которым помечено букваль но каждое его творение - большой или малое. № имеем в виду ак тивность авторского начала у Толстого, стремление писателя не лу кавить с читателем. Речь идет не о "напористости" авторской ри торики, а о степени соучастия автора в читательском восприятии созданного им. Поэтому риторизм в.смысле стилистического приема чужд Толстому, тенденция в его прозе (даже в легендах* притчах и сказках) избегает "вещательной" позы, а проводится как результат авторского раздумья в обществе своего читателя. И если у Душкина размышление "скрыто" в структуре изображения, то Толстой открыто размышляет на страницах произведения» Своим творчеством, не про тивореча общим теоретическим и литературно-критическим идеям ре ализма, провозглашаемым революционными демократами 60-х годов Х Ы веке, (пафос выражения в искусстве "естественного стремления времени и народа", требование от писателей природного "чувства человеческой правды"), Толцтой в самой природе искусства хочет найти основание для субъективной мысли о мире для самопознания и соотнести эту потребность с законом объективного самоуправле ния жизни в литературе. Это тем более непреложно, что роль субъ ективного фактора в искусстве усиливается именно в эпоху Черны шевского и Салтыкова-Цедрина, Толстого и Достоевского ввиду выд вижения неизбежных в русском искусстве второй половины XIX века новых задач на будущее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=