ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

Для Толстого в его художества иной практике решающее значе­ ние имел личный опыт, границ не имеющий и обретающий под пером художника всечеловеческое значение. В системе философских кате­ горий толстовское понимание "субъективного" и "объективного" замыкается на решающем значении субъективного элемента. Как аста­ тическая основа нового принципа реализма, этот взгляд обеспечил Толстому широту и емкость художественных обобщений. Вели для Достоевского осмысление объективно-субъективной природы художе­ ственного творчества связывалось с правом художника на резкую неповторимость взгляда, го у Толстого сквозной проблемой в этом аспекте станет вопрос о понимании писателя читателем, о художе­ ственном восприятии как ключевом моменте теории искусства. И ес­ ли попытка Толстого выстроить здание "разумной" религиозной эти­ ки потерпела крах, то его кредо "заразительности" искусства на собственной практике дало несравненные художественные результаты. Достоянная'внутренняя обращенность к "воображаемому читате­ лю" (слова Л.й.Толстого к В.П.Боткину) способствовала закрепле­ нию за толстовской прозой, за толстовским повествованием того неповторимого типологического признака, которым помечено букваль­ но каждое его творение - большой или малое. № имеем в виду ак­ тивность авторского начала у Толстого, стремление писателя не лу­ кавить с читателем. Речь идет не о "напористости" авторской ри­ торики, а о степени соучастия автора в читательском восприятии созданного им. Поэтому риторизм в.смысле стилистического приема чужд Толстому, тенденция в его прозе (даже в легендах* притчах и сказках) избегает "вещательной" позы, а проводится как результат авторского раздумья в обществе своего читателя. И если у Душкина размышление "скрыто" в структуре изображения, то Толстой открыто размышляет на страницах произведения» Своим творчеством, не про­ тивореча общим теоретическим и литературно-критическим идеям ре­ ализма, провозглашаемым революционными демократами 60-х годов Х Ы веке, (пафос выражения в искусстве "естественного стремления времени и народа", требование от писателей природного "чувства человеческой правды"), Толцтой в самой природе искусства хочет найти основание для субъективной мысли о мире для самопознания и соотнести эту потребность с законом объективного самоуправле­ ния жизни в литературе. Это тем более непреложно, что роль субъ­ ективного фактора в искусстве усиливается именно в эпоху Черны­ шевского и Салтыкова-Цедрина, Толстого и Достоевского ввиду выд­ вижения неизбежных в русском искусстве второй половины XIX века новых задач на будущее.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=