ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

общеметодическими наблюдениями, "ключиками", с помощью которых бу­ дешь пробовать открывать еще не открытые "замочки" его прозы и прозы других писателей. Вот почему, нам кажется, правомерны та­ кие литературоведческие темы исследований, ка» "Теория прозы Пушкина, Достоевского, Толстого, Го р ько го ..." Это убеждение укрепилось в результате многолетнего изучения эстетики и поэтики прозы Л.Н.Толстого. Конечно, не всей поэтики. Предметом нашего исследования был повествовательный строй худо­ жественной прозы Толстого. Причем нам казалось естественным в основу этой стороны поэтики положить авторское качало, ибо оно у Толстого всегда было главным предметом художнических забот. Итак, перад нами обозначались контуры большой проблемы "По­ вествование и авторское начало как проблема эпической прозы". Идя от общего к честному, мы решали теорию этого вопроса в свете художественного опыта Толстого. И под крышей этой большой проб­ лемы пришлось выстроить целый ряд взаимозависимых аспектов, со­ ставляющих, как нам кажется, определенную систему положений. Вот эти аспекты: I , Диалектика связи повествования и авторского на­ чала} 2. Повествование и характерология; 3. Повествование и фа­ була (сюжет)} 4. Повествование и жанры} 5. Повествование и стиль; 6. Состав и структура повествования; 7. Повествовательные формы. О типах повествователя. Теперь видно место и значение темы предлагаемой статьи в системе всего исследовании. , Но прежде чем сосредоточиться на повествовании и стиле Тол­ стого, необходимо несколько слов оказать о диалектике связи по­ вествования и авторского начала. ' 11 Как не бывает художественного образа вне субъективного нача­ ла, так и повествование эпического произведения семантически и структурно слито с авторским началом. Удачные поиски этого спосо­ ба кан бы гарантируют успех писателя и в обрисовке характеров, и в поэтическом языке, и во всей структуре произведения. Принципы авторского подхода к действительности, ведущие начала стилевого решения того или иного произведения обычно остаются "скрытыми* для читателя, они воспринимаются через повествование, 1 эятое в целом. Повествование и есть процесс осуществления авторской ак­ тивности на всех уровнях художественного целого. В этом процесса я заключается диалектика связи повествования и авторского нача­ ла. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=