ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
том), скрылся в опушку". Толстой показывает и один из основных мотивов охотничьего мифа - прямое столкновение животного, зверя с человеком-охотни- ком - столкновение Николая Ростова и волка: "В^руг вся физионо мия (как у человека! - А .м .) волка изменилась; он вздрогнул,уви дев еще вероятно никогда не виданные им человеческие глаза, ус тремленные на него, и, слегка поворотив к охотнику голову, оста новился - назад или вперед? "Э , все ровно, вп ер ед !.." -видно,как будто сказал он сам себе и пустился вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком" (т .И ,- ч .й , гл .У ), И читатель Толстого вспомнит это описание, когда Толстой развер нет перед ним драматическое отступление из Москвы уже обречен ной (с больным, как у волка, сердцем) наполеоновской армии: "По ложение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель и не знающего, что делать.................Шо рох Тарутинского сражения спугнул зверя, и он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся ояять назад и наконец,как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, опасному, но по знакомому, старому следу" (т.1 У , ч.П , г л .Х ). Б этом действе принимают активное участие и русская армия, и ее главнокоманду ющий, после оставления Москвы напряженно пытающийся уловить, по нять состояние врмии врага: "Подбитый зверь под Бородиным лекал там где-то, где оставил его отбежавший охотник; но жив ли, силен ли он был или он только притаился, охотник не знал этого. Вдруг послышался стон этого зверя. Стон раненого зверя французской армии, обличитель ее поги бели, была присылка Лористона в лагерь Кутузова о просьбой о ми ре" (т Л У , ч.П , гл .П ). И Кутузов поступает здесь, как Ловчий в басне Крылова или Данила в соответствующей ситуации охоты. Охот ничий миф пронизывает всю картину бегства французской армии и Наполеона из Москвы до Березины. Она завершается выражением еди ного - от главнокомандующего до рядового солдата и партизана - отношения к поверженному врагу, но и бескомпромиссное предосте режение: "Все одно конец сделаем, не будет ходить". Следовательно, художественная функция мифа в эпопее - в' "Войне и миро" это охотничий первобытной народный миф - состоит в том, чтобы оставаться ее " п о ч в о й " и "арсеналом" (К.Маркс), со хранять в ней, в ее глубинной сущности "первобытную эпоху каждого народа". Миф растворяется в художественно воссозданной реальной действительности и и то же время "сопрягает" все в эпопее, обес печивая ее художественную завершенность. 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=