ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

том), скрылся в опушку". Толстой показывает и один из основных мотивов охотничьего мифа - прямое столкновение животного, зверя с человеком-охотни- ком - столкновение Николая Ростова и волка: "В^руг вся физионо­ мия (как у человека! - А .м .) волка изменилась; он вздрогнул,уви­ дев еще вероятно никогда не виданные им человеческие глаза, ус­ тремленные на него, и, слегка поворотив к охотнику голову, оста­ новился - назад или вперед? "Э , все ровно, вп ер ед !.." -видно,как будто сказал он сам себе и пустился вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком" (т .И ,- ч .й , гл .У ), И читатель Толстого вспомнит это описание, когда Толстой развер­ нет перед ним драматическое отступление из Москвы уже обречен­ ной (с больным, как у волка, сердцем) наполеоновской армии: "По­ ложение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель и не знающего, что делать.................Шо­ рох Тарутинского сражения спугнул зверя, и он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся ояять назад и наконец,как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, опасному, но по знакомому, старому следу" (т.1 У , ч.П , г л .Х ). Б этом действе принимают активное участие и русская армия, и ее главнокоманду­ ющий, после оставления Москвы напряженно пытающийся уловить, по­ нять состояние врмии врага: "Подбитый зверь под Бородиным лекал там где-то, где оставил его отбежавший охотник; но жив ли, силен ли он был или он только притаился, охотник не знал этого. Вдруг послышался стон этого зверя. Стон раненого зверя французской армии, обличитель ее поги­ бели, была присылка Лористона в лагерь Кутузова о просьбой о ми­ ре" (т Л У , ч.П , гл .П ). И Кутузов поступает здесь, как Ловчий в басне Крылова или Данила в соответствующей ситуации охоты. Охот­ ничий миф пронизывает всю картину бегства французской армии и Наполеона из Москвы до Березины. Она завершается выражением еди­ ного - от главнокомандующего до рядового солдата и партизана - отношения к поверженному врагу, но и бескомпромиссное предосте­ режение: "Все одно конец сделаем, не будет ходить". Следовательно, художественная функция мифа в эпопее - в' "Войне и миро" это охотничий первобытной народный миф - состоит в том, чтобы оставаться ее " п о ч в о й " и "арсеналом" (К.Маркс), со­ хранять в ней, в ее глубинной сущности "первобытную эпоху каждого народа". Миф растворяется в художественно воссозданной реальной действительности и и то же время "сопрягает" все в эпопее, обес­ печивая ее художественную завершенность. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=