ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

ходы к проблеме часто приводили к натяжкам, а порой и к искаже­ нию воли художника. К причинам неразработанности проблемы взаимосвязи мировоз­ зрения и художественного видения следует отнести и отсутствие терминологической определенности. Литературоведы долгие годы ожидали конструктивного отлета философов на вопрос - что же та­ кое мировоззрение? Но так и не дождались, и в настоящий момент не имеют под рукой даже рабочего определения. Так, в одном слу­ чае мировоззрение отождествлено о социально-политическими взгля­ дами, в другом - с "совокупностью основных социально-политичес­ ких, философских, этических, встетпческих принципов и воззре­ ний"*, в третьем рассматривается как "совокупность взглядов и представлений"^ об окружающем, л четвертом уподобляется осново­ полагающему убеждению, в пятом - системе мышления или комплексу знаний, в шестом - системе взглядов на мир и место человека в нем и обусловленной этими взглядами жизненной позиции людей, их убеждениям, идеалам, принципам познания и деятельности, ценност­ ным ориентирам5, в сферу мировоззрения включается и ряд понятий, тесно связанных с ним, но не синонимичных ему - "общая картина мира", "мироощущение", "мировосприятие", "миросозерцание", "ми­ ропонимание" и т .д . Нетрудно заметить, что все эти определения как бы парят над личностью и ориентированы преимущественно на понятийную сторону познания. Но мировоззрение всегда личностно, абстрактно оно проявляет себя лишь в теоретических рассуждениях. Соотношение в нем субъ­ ективного и объективного начал носит индивидуальный характер. Марксистско-ленинское мировоззрение не исключение. Не случайно оно и названо по имени его создателей. Такой подход заставляет по-новому отнестись к процессу формирования мировоззрения того или иного человека. При всей общности позиций соратников по ми­ ровоззрению между ними пролегают границы своеобразия, обуслов­ ленные индивидуальными способностями и личным жизненным опытом. Именно втим можно объяснить невозможность сведения различных мо­ дификаций мировоззренческой позиции к догматическому единообра-: зию. Мировоззрение - это форма о с о з н а н н о г о проявле­ ния целостности жизненной позиции личности. Под целостностью здесь понимается не момент законченности и незыблемости, а пол­ нота бытия человека, единство рациональных и эмоциональных сго- 5

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=