ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
ходы к проблеме часто приводили к натяжкам, а порой и к искаже нию воли художника. К причинам неразработанности проблемы взаимосвязи мировоз зрения и художественного видения следует отнести и отсутствие терминологической определенности. Литературоведы долгие годы ожидали конструктивного отлета философов на вопрос - что же та кое мировоззрение? Но так и не дождались, и в настоящий момент не имеют под рукой даже рабочего определения. Так, в одном слу чае мировоззрение отождествлено о социально-политическими взгля дами, в другом - с "совокупностью основных социально-политичес ких, философских, этических, встетпческих принципов и воззре ний"*, в третьем рассматривается как "совокупность взглядов и представлений"^ об окружающем, л четвертом уподобляется осново полагающему убеждению, в пятом - системе мышления или комплексу знаний, в шестом - системе взглядов на мир и место человека в нем и обусловленной этими взглядами жизненной позиции людей, их убеждениям, идеалам, принципам познания и деятельности, ценност ным ориентирам5, в сферу мировоззрения включается и ряд понятий, тесно связанных с ним, но не синонимичных ему - "общая картина мира", "мироощущение", "мировосприятие", "миросозерцание", "ми ропонимание" и т .д . Нетрудно заметить, что все эти определения как бы парят над личностью и ориентированы преимущественно на понятийную сторону познания. Но мировоззрение всегда личностно, абстрактно оно проявляет себя лишь в теоретических рассуждениях. Соотношение в нем субъ ективного и объективного начал носит индивидуальный характер. Марксистско-ленинское мировоззрение не исключение. Не случайно оно и названо по имени его создателей. Такой подход заставляет по-новому отнестись к процессу формирования мировоззрения того или иного человека. При всей общности позиций соратников по ми ровоззрению между ними пролегают границы своеобразия, обуслов ленные индивидуальными способностями и личным жизненным опытом. Именно втим можно объяснить невозможность сведения различных мо дификаций мировоззренческой позиции к догматическому единообра-: зию. Мировоззрение - это форма о с о з н а н н о г о проявле ния целостности жизненной позиции личности. Под целостностью здесь понимается не момент законченности и незыблемости, а пол нота бытия человека, единство рациональных и эмоциональных сго- 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=