ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
Вопросы теории и истории русской классической и советской лите ратуры: Тезисы докладов. - Будапешт, 1986. С. 95-96. А.М.ИИКАКОВА ГИТйС им. А.В.Луначарского О ФУНКЦИЯХ ШФА В ЭПОПЕЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР» философско-эстетическое переосмысление писателем мифа и ми- фомышления и принципы использования их ухе в качестве литератур ного мифа1 и введение в прозаическую эпопею X U века мифологем, мифологических образов, сюхетов, мотивов определило бытование мифа как в художественных произведениях самого Толстого, так и и наследующем его традицию советском героическом эпосе и его вер шинном произведении - эпопее М.А.Шолохова "Тихий Дон". Таной ме тодологический подход2 еще не применялся к эпике Толстого как художественной целостности (это дело будущих исследований), од нако ухе теперь ясно, что предлагаемый подход выявляет подлинные функции мифа в эпопее, жанровая сущность которой в немалой мере определяется "эпической полнотой объекта" (Гегел ь) и возникает на фундаменте "эпического (героического) состояния действитель ности народа"3 . Так открывается и еще одна грань преемственности первооснов искусства - первобытного, народного мифа. Однако преж де чем изучать преемственность,следует прояснить, что же именно воспринималось? Как бытует Первобытный, народный миф в эпопее "Войне и мир", каковы его функции в произведении, в его структу ре и пр., как и чем актуализирована сайа проблема мифа й Мифо- мышления в эпопее нового времени? В связи с этим несколько методологических эамечаний. Одна из причин обращения эпопеи к мифу и мифомышлеиию заключается в самих сущностных характеристиках искусства. Как полагает К.Г.Яковлев, в произведении искусства "органически, во внешне непротиворечивом единстве соединены два слоя художественной культуры: народно-ми фологическое сознание и социально-актуальные проблемы"4. Как бы конкретизируя мысль философе, Г.Д .Гачав указывает^ что мв том же Гйта или Толстом, как в океана, есть пласты, связанные о коренны ми чертами народного мировоззрения, а есть слои, подверженные те чениям и ветрам"5. В исследованиях художественного мира Толстого, в том числе ■ его великои книги, основное внимание уделялось слою "социаль на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=