ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

Эти ценности, о точки зрения писателя, человек обретает лишь тогда, когда он г ходе жизненных испытаний откажется от стремле­ ния неоспоримо разрешить тот или иной вопрос, отбросит "умствен­ ную зрительную трубу", с помощью которой пытался наблюдать бес­ конечную и потому все равно остающуюся туманной даль, а с другой стороны, перестанет искать смысл жизни только "у себя под нога­ ми" и научится* находить "великое, вечное и бесконечное" во всем, что его окружает. Итак, содержание пространства в романе-эпопее Толстого столь же изменчиво и столь же текуче, как и герои, живущие в этом пространстве и этим пространством. Однако эта изменчивость ■ и текучесть пространства в "Войне и мире" всегда имеет предел, и этот предел выступает у Толстого в качестве предела формы тех или иных пространственных величин, формы, без которой простран­ ство утратило бы свою сущность и свое "лицо". Толстой, включая пространство в сферу человеческой свободы и сознания, л то же время неразрывно "сопрягает" его с соответствующей ему формой* которая, по мнению писателя, есть сфера необходимости и разума. Толстой пишет: "Разум выражает законы необходимости. Сознание вы­ ражает ''чщность свободы... Слобода есть то, что рассматривается. Необходимость есть то, что рассматривает. Свобода есть содержание. Необходимость есть форма... Только при соединении их (двух источников познания, относя­ щихся друг к другу как форма к содержанию, - В.М .) получается ясное представление о жизни человека" ^ 7 , 350). Исходя из мысли, что физическое и духовное представляют со­ бой две ипостаси единого целого, Толстой в процессе художествен­ ного исследования пространства и его-восприятия героями постоян­ но использует прием сравнения внешне не связанных друг с другом образов. Сюжетно сравниваются друг с другом все "бесконечно ма­ лые" ситуации, в которых оказываются герои, и поведение героев в этих оитуациях, которые способствуют проявлению "бесконечно ма­ лого" элемента слободы в жизни героев, Б результате этого срав­ нения осуществляется взаимопроникновение всех беэ исключения си­ туаций х жизни всех героев, связанных друг с другом, благодаря чему Толотой уясняет конкретно-историческую сущность свободы и необходимости, добра 'и зла, истины и заблуждения. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=