ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
река", привел к тону, что находящийся а плену Пьер "почувствовал новое, не испытанное им чувство радости и крепости жизни", причем чувство это "не только не покидало его во все время плена, но, напротив, возрастало в нем по мере того, как увеличивались труд ности его положения" (7 , 107). После поражения русских войск под ц|енграСеном, в темноте "как будто текла невидимая мрачная река, все в одном направлении, гудя шепотом, говором и звуками копыт и колес. В общем гуле из-за всех других звуков яснее всех были стоны и голоса раненых во мра ке ночи. Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, ок ружавший войска. Их стоны и мрак этой ночи - зто было одно и то же" (4 , 246). Однако источники слета и мрака могут находиться у Толстого не только вне героев, как в только что приведенных примерах, но и "внутри" действующих лиц. Внутренний свет источают глаза Марии Волконской, и этот слет неожиданно украшает ее некрасивое лицо, привлекая к ней окружаю щих. Свет жизни брызжет в улыбке Наташи Ростовой, согревая всех, кто знает ее. Постепенно пробивающееся наружу до поры до времени скрытое "тепло патриотизма" ярким светом отразилось на лицах русских солдат во время Бородинского сражения, и этот свет помог солдатам свершить большое ратное дело, служащее целям добра. Более того, подчас природный слет зависит у Толстого от внут реннего, душевного света. Описывая молодежь дома Ростовых,только что покинувшую комнату, Толстой замечает, что "луч солнца, про никнувший в гостиную с этим молодым поколение^, исчез" (4 , £5), и это, очевидно, не метафора, а прямой смысл авторской мысли. Толстой считает, что жизнь есть преодоление внешних и внут ренних п р е г р а д , заключенных в ней же самой и, следова тельно, ей необходимых. Именно преграда, пограничная черта, по Толстому, является метой, где особенно остро проявляется конфликт между необходимостью и свободой человека, конфликт, находящий свое отражение прежде всего в борьбе человеческого разума и соз нания и приводящий в конечном счете к новым открытиям в области познания мира и оамопознания, е также к преобразованию мира и че ловеческого " я " . Ставя своего героя в пограничные, критические, кризисные ситуации-, когда максимально напрягаются и раскрываются все его духовные и душевные силы, Толстой проверяет степень че ловечности или бесчеловечности того или иного действующего лица, его отношение к подлинным человеческим ценностям. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=