ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
при яркой свете странно двигавшихся, говоривших и павших..." (5 ,338 ). То или иное состояние духа или настроение, в которой нахо дится герой Толстого, не только определяет характер восприятия им пространства, но может вообще игнорировать физическое прост ранство как таковое, оставлять его где-то в стороне или, напро тив, видеть в пространстве только свое "я " или "я " другого су щества. Толстой замечает, что все, "что Оыло с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впе чатления" ( ? , 216), тогда как для Андрея Болконского, полюбивше го Наташу Ростову, весь мир разделился "на две половины: одна - она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все,где ее нет, там все уныние и темнота" (5 , 230). Наконец, восприятие пространства героями Толстого зависит от темпов движения, темпов преодоления ими физического простран ства. Для героев, живущих лишь "отражениями", "призраками" жизни пространство неизменно, оно проявляет самое себя только в своих повторениях. Для героев, находящихся в постоянном движении, изме нении, стремящихся быть в гуще событий, пространство движется и постоянно изменяется. Так, находящемуся на Бородинском поле Пье ру Безухову казалось даже, что дымы выстрелов то бежали, то сто яли и "мимо них бежали леса, поля и блестящие штыки" ( 6 ( 237). То или иное восприятие и определение пространства (физичес кого или духовного) связано у Толстого о характером освещенности этого пространства, причем этот характер а свою очередь включа ет в себя момент нравственной оценки. Противостоящие друг другу образы с в е т а и мрана проходят через все произведение, ока зывая большое влияние ка восприятие героями красоты или безобра- зия мира, яа осознание ими смысла жизни. При "холодной белом" дневном свете кануна Бородина Андрею Болконскому вдруг без при крас представились "дурно наиалеванные картины" прошлой его жиз ни. "Славе, общественное благо, любовь к женщине, самое отечест во - как велики казались мне эти картины, какого глубокого смыс ла казались они наполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня", - горестно размышляет Андрей Болконский ( 6 , 211 ). Торжественно выплывший "край солнца из-за тучи ", в радостном свете которого заиграли "и купола, и кресты, и роса, и даль, и 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=