ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

В.Б.РЕМИЗОВ Музей-усадьба "Ясная Поляна" Л.ТОЛСТиЙ В Пиздний ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА: МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ШОЖЕСТВВННОЕ ВИДЕНИЕ В истории нашего толсюведения были свои взлеты и падения, остановки и периоды интенсивного развития. В целом «а восхожде­ ние к истине шло поступательно. Уо современная общественная жиаяь предъявляет к нам требования куда более высокие, чем вто было раньше. Думаю, что на основе достигнутого нашей наукой не­ обходим качественный переворот в понимании наследия прошлого, философских и художественных открытий Толстого в частности. Бев решения проблемы взаимосвязи мировоззрения и художественного ви­ дения такой переворот вряд ли возможен. Несмотря на обилие работ по этой проблеме, она остается наименее проясненной, а в послед­ ние два десятилетия лишена импульсов и развитию. Связано это и с общей атмосферой застоя в философских науках, и с обозначившимся кризисом в понимании самой проблемы, и с попыткой уйти от диалек­ тики вопроса в область собственно художественных задач. Главная же причина сложившейся ситуации - в подмене философского аспекта проблемы социально-политическими и классовыми установками, под­ час носившими конъюнктурный характер. Еще в памяти период, когда бездоказательно или о большими натяжками утверждалось, что идеалистические воззрения пагубно влияют на результаты художественной деятельности, материалисти­ ческие - напротив, положительно воздействуют на творческий про­ цесс. Но и тогда, когда бытовала подобная точка зрения, для мно­ гих исследователей было очевидным кричащее несоответствие между догматической установкой и художественным опытом человечества. Другой взгляд на суть вопроса состоял в Том, что многие вы­ дающиеся произведения искусства создавались якобы вопреки идеа­ лизму или благодаря идеализму, а причину феномена искали в са­ модовлеющей силе реализма. Широкое распространение получила кон­ цепция, согласно которой' мировоззрение и художественное видение не имеют тесной взаимосвязи, а отношения между ними носят как бы необязательный характер. Наконец, конкретный анализ тех или иных произведений приводил к заключению о вэаимопересечении идеали­ стической и материалистической тенденции художественного освое­ ния действительности; отсюда проистекала установка на вычленение сильных и слабых сторон писателя. Последние, как и первый, под

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=