ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

Ростову с народом так, как никого больше в "Войне и мире" не сближает. Материально-практическая деятельность, которой заняты русские крестьяне и солдаты, накладывает свой отпечаток на "ви­ дение" ими пространства, ини смотрят на пространство прежде все­ го с точки зрения житейской пользы, которую оно монет дать, но это не груоо утилитарная польза, свойственная отношению к ми­ ру Курагиных и Друоецких, это польза’, овеянная поэзией труда и домашнего очага, которые особенно часто вспоминаются на ЕОйне.. "Вишь, звезды-то, страсть, так и горят! Скани, ОэСы холсты раз­ ложили, - сказал силдат, любуясь на Млечный Путь" ^7,'2и5), - пи­ шет Толстой и сам любуется этим созерцающим небо солдатом, точно так не, как любуется он солдатами, благоустраивающими свой биву­ ак, монет быть, накануне смерти. Восприятие пространства героями Толстого зависит также от того или иного состояния духа или настроения, в котором находит­ ся герой,"примеряющий" себя к миру или мир к себе. Так, простран­ ство Пети Ростова, находящегося во власти романтических фанта­ зий, - это пространство воображения, для которого не существует границ между действительностью и мечтой, в котором все возможно. Капитан Тушин во время Шенграбенского сражения неожиданно и ост­ ро почувствовал, "что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом" (4 ,242 ). Находясь в возбуж­ денном, взбудораженном боем ооотоянии, он жил в фантастическом мире, "который составлял его наслаждение в ягу минуту" (4 ,243 ). Толстой пишет: "Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими кйуСэми выпускал дым невиди­ мый курильщик... Матвевноы представлялась в е ю воображении боль­ шая крайняя старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и Пьяница первый нумер вто­ рого орудия в его мире был д я д я . . . Звук то замиравшей, то опять усиливающейся ружейной перестрелки Под горою представлялся ему чьим-то дыханием" (4 ,2 4 3 ). Наташа Ростова, попав первый рвз в жизни на оперное представление и находясь, как пишет Толстой, в "серьезном настроении", вызванном любовью к Андрею Болконскому, в отличие от загадочного (Петя Ростов), воэвышанно-тцржественно- го (Тушин) восприятия окружающего их пространства, напротив, пре­ дельно снижает его атриОуты, опрощает то, что не полет быть тако­ вым в действительности. Толстой пишет, что Наташа "не могла сле­ дить за ходом оперы, на могла дана слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно переряженных мужчин и женщин,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=