ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
Ростову с народом так, как никого больше в "Войне и мире" не сближает. Материально-практическая деятельность, которой заняты русские крестьяне и солдаты, накладывает свой отпечаток на "ви дение" ими пространства, ини смотрят на пространство прежде все го с точки зрения житейской пользы, которую оно монет дать, но это не груоо утилитарная польза, свойственная отношению к ми ру Курагиных и Друоецких, это польза’, овеянная поэзией труда и домашнего очага, которые особенно часто вспоминаются на ЕОйне.. "Вишь, звезды-то, страсть, так и горят! Скани, ОэСы холсты раз ложили, - сказал силдат, любуясь на Млечный Путь" ^7,'2и5), - пи шет Толстой и сам любуется этим созерцающим небо солдатом, точно так не, как любуется он солдатами, благоустраивающими свой биву ак, монет быть, накануне смерти. Восприятие пространства героями Толстого зависит также от того или иного состояния духа или настроения, в котором находит ся герой,"примеряющий" себя к миру или мир к себе. Так, простран ство Пети Ростова, находящегося во власти романтических фанта зий, - это пространство воображения, для которого не существует границ между действительностью и мечтой, в котором все возможно. Капитан Тушин во время Шенграбенского сражения неожиданно и ост ро почувствовал, "что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом" (4 ,242 ). Находясь в возбуж денном, взбудораженном боем ооотоянии, он жил в фантастическом мире, "который составлял его наслаждение в ягу минуту" (4 ,243 ). Толстой пишет: "Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими кйуСэми выпускал дым невиди мый курильщик... Матвевноы представлялась в е ю воображении боль шая крайняя старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и Пьяница первый нумер вто рого орудия в его мире был д я д я . . . Звук то замиравшей, то опять усиливающейся ружейной перестрелки Под горою представлялся ему чьим-то дыханием" (4 ,2 4 3 ). Наташа Ростова, попав первый рвз в жизни на оперное представление и находясь, как пишет Толстой, в "серьезном настроении", вызванном любовью к Андрею Болконскому, в отличие от загадочного (Петя Ростов), воэвышанно-тцржественно- го (Тушин) восприятия окружающего их пространства, напротив, пре дельно снижает его атриОуты, опрощает то, что не полет быть тако вым в действительности. Толстой пишет, что Наташа "не могла сле дить за ходом оперы, на могла дана слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно переряженных мужчин и женщин,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=