ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличав шему его от всех в этой гостиной" 14, 15). Появление Пьера нару шило внешнюю иерархию в салоне Шерер не потому, что Пьер был вы ше ростом в сравнении с окружающими, а потому, что его внутрен нее, духовное пространство было неизмеримо выше внутреннего про странства окружающих. Отсюда реакция фрейлины на появление героя в ее гостиной. Анализируя душевное состояние Наташи Ростовой в момент зна комства ее с Царьей Болконской, Толстой пишет: "Наташа была ос корблена замешательством, происшедшим в передней, беспокойством своего отца и неестественным тоном княжны, которая - ей казалось- делала милость, принимая ее. И потому все ей было неприятно. Княжна Марья ей не нравилась, ина казалась ей очень дурной собой, притворной и сухою. Наташа вдруг нравственно съежилась и приняла невольно такой небрежный тон, который еще более отталкивал от нее княжну Парью" ii>, 331-332). ит внутреннего пространства героев зависит та или иная нрав ственная атмосфера в семье, в служебном кабинете, на поле боя. Толстой-обращает внимание на "напряженность любовной атмосферы* V,5, 5и) в доме Ростовых, на полную интриг атмосферу л доме Кура- гиных, на "одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление" 6, 241) солдат батареи Раевского во время Бородинского сражения. Взгляды на пространство у героев Толстого зависят прежде всего от возраста и тем самым от индивидуального и социального опыта героев. Юным представителям семьи Ростовых (Наташе, Нико- леньке, Пете), еще совершенно не знакомым с б о л ь ш и м ми ром, любая комната их дома представляет собой средоточие интерес нейших и значительнейших вещей: им не скучно в этом мире, они не замечают его узости. Взрослея, Ростовы ищут новых пространствен ных горизонтов, сохраняя однако живое чувство привязанности к до му, к "кругу семьи", которая, с точки зрения Тилстиго, является высшей формой выявления человечности в человеке. Тоскует по се мейному кругу Андрей Болконский, по существу лишенный семьи, стремится к нему Пьер Безухов, не нашедший настоящей семьи и до ме Курагиных, мечтает о своей семье Натане Ростова, любимейшая героиня Толстого, ибо именно в ней, по мнению писателя, ярче все го проявляется семейное начало. Характер восприятия пространства как чего-то "обживаемого" и "обжитого", в котором чувствуется тепло семьи, свойственный Ната ше Ростовой, присущ также русскому пароду, что и сближает Наташу 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=