ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

И звезды, как будто соглашаясь с солдатами, "разыгрались л чер­ ном небе". "То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопот­ ливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой, - пишет Толстой (7 , 208). • Б ольшой мир, по Толстому, состоит из "бесконечно малых ве­ личин" пространства, которые столь же существенны и так же отра­ жаются на жизни героев, как и большие величины. Толстой ведет читателя и в роскошный салок Анны Павловны Шерер, и в убогий ба­ лаган, в котором оказался попавший в плен Пьер Безухов. Указыва­ ется, что в салоне Шерер герой Толстого чувствовал сббя свобод­ ней в значительно меньшей мере, нежели в балагане, ибо находился в гораздо большей духовной зависимости от окружающих и, следова­ тельно, жил прежде всего разуыомх , а не сознанием, которое от­ крыло ему значение и смысл его "я " только в п л е н у . "Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «I вое это мое, и все это во мне, и все это я! - думал Пьер. - й все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!" (7 , 115). Тем самым в произведении Толстого нет непроходимой грани между преходящими данностями романного и непреходящими данностя­ ми эпического пространства. Микромир балагана, в котором оказал­ ся попавший в плен Пьер Безухов, оказывается у Толстого и сред­ ством познания связи человека с макромиром (ср . восприятие геро­ ем пространственных данностей земли и неба, о чем говорилось вы­ ше), и средством осознания духовной человеческой свободы, кото­ рую не в состоянии сломить внешние обстоятельства, сколь бы не­ благоприятными с точки зрения человеческого разума они ни брли. Изображая людей, Толстой показывает их не только в прост­ ранстве, но и их пространство, физическое и духовное. Описывая появление Пьера Безухова в салоне Шерер, Толстой замечаут: "Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низкой иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низкое по свое­ му сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Пав­ ловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, китирый выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойствен­ ного месту. Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх относился только к тому умному и х Толстой пишет, что Пьер "но умел всйти в салон и еще менее умел из него выйти" (4 ,3 1 ), поэтому, соразмеряя свои поступки с доводами разума, часто конфузился и попадал впросак. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=